Найти тему

Старый способ пресечения детских шалостей - сработал, но случайно

Оглавление

Этот способ стар как мир. А еще - его очень не любят детские психологи и человеколюбивые родители. Но всё же, он до сих пор еще не вышел из моды.

Говоря о плохом поведении детей-дошкольников на занятиях, все педагоги уже, наверное, мозоли на языках натерли.

И даже не из-за самого факта плохого поведения, а из-за того, что многие родители воспринимают это как данность, как милое приложение к своему ребенку. А любую попытку педагога пресечь это поведение - осуждают и считают "унижением детского достоинства". Окстись, воспитатель! Онжеребенок! Он должен развиваться свободно, без рамок, чтобы стать Личностью!

Но это еще цветочки, ведь так рассуждают даже некоторые родители вполне обычных, "нормотипичных" детей. А представляете, КАК по этой же теме высказываются мамочки "особенных" воспитанников нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития! Ууу, порой складывается такое ощущение, что каждая детская шалость, по их мнению, должна не только не пресекаться, но даже поощряться обнимашками, конфетками и сладкой похвалой!

А хвалить-то за что?

Как же, ведь во время шалости он сумел открыть тюбик с краской! Да-да, вот какой молодец, получилось крышечку открутить видите, мелкую моторику развивает! А то, что размазал краску по всей стене - это ничего страшного, зато он сумел на тюбик нажать видите, силу нажима развивает! А то, что вообще без спроса стащил этот тюбик с учительского стола - так учительница и виновата, нечего было его вообще туда класть, пусть теперь расхлёбывает (действительно, ну не могут у учительницы ИЗО на рабочем столе лежать тюбики с краской, это противоестественно). А может этот ребенок - будущий художник-муралист, а вы тут его таланты обесцениваете!

- И вообще это не шалость, а проявление диагноза.

- А какого диагноза, простите?

- Эээ… мммм… нууу… так-то у нас всё нормально, просто он немножко не разговаривает.

- Аааа, ну понятно. Ладно. Проехали.

Смысл спорить? Только нервные клетки давить, которые и так в дефиците. Не только у учителя ИЗО, но и у всех педагогических работников нашего любимого учреждения.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А как сами мамочки пресекают?

Ну серьёзно! Какой бы покладистой и всепрощающей по отношению к своему особенному дитю любая мама ни была, однако даже самому железному терпению иногда приходит конец. Что ей тогда делать?

Ну, дома-то понятно, может наказывать, внушать, уговаривать, кричать, отбирать телефон, лишать десерта, шлепать-хлопать как угодно, всё равно никто не видит, что она противоречит собственным же выкладкам.

А как быть здесь, на людях, при педагогах, при медиках, при других мамах с детьми? Тут же надо все равно как-то сдерживаться и не падать в грязь лицом. Иначе распишешься в своей полной несостоятельности как родитель.

Была у нас одна такая интересная мамочка.

Милая симпатичная женщина, никогда не ругалась на своего ребенка. И, надо отдать ей должное, мама никогда не конфликтовала ни с медиками, ни с педагогами, не кричала о том, что ее сын - самый лучший и самый особенный, а значит все плюшки заведения - ему одному.

И, несмотря на то, что её сынок был реально тяжеловатым в поведении ребенком, она не выходила из себя, не изливала негатив налево-направо, обвиняя других в том, что ребенок хулиганит, а пользовалась одним старинным проверенным методом, которым пользовались еще во времена нашего детства…

Нет-нет, это не ремешок! Отнюдь! Метод вполне гуманный… хоть и его тоже с недавних пор закидывают помидорами, якобы он "формирует в человеке фобии".

Мирослав в деле и "гуманный" метод

Ах да, забыла сказать. Мальчика зовут Мирослав, 4 года, ментальные нарушения.

Не разговаривает, но обращенную речь частично понимает. И даже некоторые простые просьбы выполняет. Но тут есть такой интересный моментик: когда чужая тётя (логопед, медсестра или нянечка) о чем-нибудь Мирослава попросит - он будет мотать головой, прятаться за маму или "прикидываться шлангом". А если мама к нему с той же просьбой обратится (или просто передаст эту же просьбу, но от своего имени) - тогда он, может быть, и выполнит её.

А если мальчик начинает безобразничать, капризничать, бросать игрушки, пинать мебель или дергать других ребят, мама присаживается рядом с ним на корточки, обнимает и нежно говорит:

- Ай-ай-ай, Мирославка! Вот сейчас я доктору позвоню! Она придет - и укол тебе сделает, болючий-болючий!

И, как ни странно, Мирослав, услышав о докторе, сразу тушуется, замолкает и испуганно озирается по сторонам. А мамочка - удовлетворенно кивает, встает и отходит от сына. До следующей его шалости, вероятно.

Да знаю, знаю, современных детишек этим уже не напугаешь! Ни милиционерами, ни докторами, ни бабайками! Нас вон вообще одна воспитательница в саду пугала, что за теми, кто не спит в тихий час, придет дядька Синяя Борода, а сейчас, наверное, люди даже не знают, кто это такой.

Видимо, Мирослав - исключение, с кем "это" еще работает…

Мирослав на занятии по оригами

Зачем ему оригами? Риторический вопрос, а может и нет.

Но, если уж быть честной, относительно других, вполне нормально мне с ним заниматься. Хотя бы даже из-за того, что мама присутствует на уроках, сидит с ним рядом, "переводит" ему мои инструкции и, конечно же, помогает ему с поделками.

И, опять же, плюсик в карму маме, она считает, что цель занятий - не заставить ребенка делать самостоятельно поделки, а прежде всего ему научиться сидеть и слушать. Аплодирую стоя! (не сарказм)

И вот, сидим мы с Мирославом и его мамой, складываем простенькую поделку "стаканчик". Медленно, с мамиными "подстегиваниями", но дело движется.

Правда, Мирослав время от времени похныкивает, капризничает, вырывает свои пальцы из маминых рук и мычит, но мама держит крепко (хоть и нежно), всё уговаривает:

- Сынок, давай еще постараемся, еще немножко осталось…

Но уже где-то после 15 минут работы, Мирослав начал конкретно сопротивляться, "вытекать" из маминых объятий и подвывать громче.

Неее, тут я уже его понимаю! Все-таки, ребенок еще достаточно маленький. Да и сама техника может быть для него порядком утомительной. Я не настаиваю, говорю Мирославу, что можно немножко передохнуть, предлагаю физминутку.

- Нет-нет, - говорит мамочка, все так же обнимая и прижимая, - он не устал, он просто лентяйничает, да, сынок? Мммм? А помнишь, что я тебе говорила об этом?

Нежно-нежно так говорит, улыбается, и пальцем ему в носик тычет. А потом продолжает:

- Ты смотри, делай всё, что тебе говорят, а то тётя-доктор с уколом - сразу придет!

Мирослав (видно, что уставший, честно!) еще более жалобно захныкал. Уже начал стучать головой о маму и громко ахать.

Но тут…

После предупредительного "тук-тук-тук" в дверь - заходит воспитательница А.К. из дневного отделения. Мирославу - совсем не знакомая.

Зашла ко мне забрать детские работы со стола, которые срочно потребовала их заведующая (а если "начальство требует", то это должно быть сиюминутно и несмотря на то, что идет занятие).

И она (воспитательница А.К.)… в белом халате!

- Что за шум, а драки нет? - шутливо спрашивает воспитательница.

Нет, сама А.К. - женщина очень добрая, симпатичная, улыбчивая. Но, в отличие от многих других ее коллег, которые ходят на работе в веселеньких формах-пижамах с мультяшками, она предпочитает классический, "монументальный" белый халат!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мамма миааа!

Увидев роскошную тётю в белом халате, прибывшую как по маминому заказу, Мирослав как был с поднятыми руками и открытым ртом, таким и "врос" в маму. Замер, но при этом закричал:

- Ааааа!

А.К. всплеснула руками:

- Ой, что ты, что ты, малыш, тише, я ненадолго.

Мирослав - еще сильнее завопил, одной рукой в маму вцепился, другой меня за руку схватил. О как!

- Доугрожалась, - печально вздохнула мама, когда А.К. вышла из кабинета, а Мирослав замолчал.

Да и урок, собственно, уже закончился. Мама пообещала доделать поделку в следующий раз, попрощалась и ушла вместе с сыном в стационар.

А что потом?

Насчет Мирослава - отлично! На последующих занятиях сидел как шелковый и даже иногда выполнял кое-какие самостоятельные действия.

А вот воспитатель А.К. - немножко расстроилась:

- Ну вооот, теперь уже и дети начали меня бояться. Неужто совсем прямо жутко выгляжу? Эх, старею, наверное.

Пожелаю дорогим читателям, чтобы ничего не старело и не болело.

А сама, пока есть силы, жду Вас здесь с добрыми лайками и новыми подписками.