Найти тему

Одиночество в Крыму

Перебирал файлы со скачанными книгами, искал, что бы мне почитать сегодня вечером. На глаза попался роман Вишневского "Одиночество в сети". Помню, что эту книгу я прочитал в один присест, за три дня, не отрываясь. А произведение объёмное, не "Война и Мир", конечно, но близко к тому.

Я вообще книги быстро читаю, а тут ещё и ситуация располагала. Приболел я тогда. Три дня валялся на диване. Книга тут в самый раз. И ещё котики, которые то и дело приходили, чтобы меня поддержать. Такое сочетание очень лечебное, когда дело касается простуды. А там как раз такая история и была. Поработал полдня на хоздворе - перебрал и штабелировал огромную кучу досок, которые появились после переборки полов и переделки кровли. А на улице ветрено и холодно, несмотря на то, что весело проглядывало солнце. Это был первый год нашей жизни в Крыму, и я тогда ещё не приладился к изменчивому местному климату.

Между прочим, некоторые из тех досок и брусков всё ещё лежат в том штабеле, хотя прошло с того дня уже 8 лет. Я хомяк прижимистый, не люблю выбрасывать то, что может когда-нибудь пригодиться. А когда у тебя своё домохозяйство и территория позволяет, то и вопросов таких не возникает. Это когда живёшь в городской квартире, то всё время взвешиваешь, выбросить какую-то не очень сейчас нужную вещь или оставить на всякий случай? А потом начинаешь искать место, куда бы это приткнуть...

В общем полдня я тогда поработал с пользой и в охотку, а к вечеру почувствовал, что заболеваю. В доме тепло, батареи горячие, а я согреться не могу, холод изнутри пробирает. Я уже знаю, что так всегда у меня простуда начинается, если не ещё что-то посерьезней. У меня на простуду свои способы оздоровления. Если круто простужен, то водка с черным перцем, чай с медом и потеть на всю ночь под тремя одеялами. А если слегка, то лайт-вариант: горячий душ, горячий чай с медом или малиновым вареньем, пара теплых одеял и хорошая книга. И котики. Придут, лягут на грудь и принимаются с усердием тарахтеть, потом ещё потопчутся по тебе, так сказать, лечебный массаж в четыре лапы.

Как правило, помогает. Но в тот раз сильно прихватило, три дня валялся в постели, ничего делать не хотелось, а вот книга пошла в охотку.

Я давно слышал про этот роман, но как-то не возникало желания прочитать. А тут захотелось чего-то легкого и сентиментального. В целом мне понравилось. Отличное начало. Я не люблю, когда автор долго топчется на месте и надо преодолевать себя, чтобы добраться до настоящего. Люблю, когда сразу попадаешь внутрь сюжета. Слегка утомляло подробное описание интернета, электронной почты и "аськи". Впрочем, я к этому отнёсся с пониманием, книга-то была написана в конце 90-х, а я и сам про интернет и электронную почту узнал в этот период. Мне это показал Артем Бабаханов, у него в Москве была фирма с тремя сотрудниками, компьютер, интернет, электронная почта и даже страничка фирмы на бесплатном хостинге. Фирма называлась "С-Агросервис". Я в октябре 98-го переехал из Нижнего Новгорода в Москву и пришел к Артему торговать запасными частями к сельхозтехнике. Веселое было время: дефолт, почти мгновенное обесценивание рубля в 5 раз, банкротство, безденежье, безработица и время новых возможностей. Я когда-нибудь соберусь с духом и запишу свои воспоминания о "святых" 90-х. Заметьте, слово святые я взял в кавычки. Хотя есть люди, которые эти времена действительно таковыми считают.

Я человек сентиментальный и люблю добрые, сентиментальные книги. Не обязательно хэппи-энд. У Хемингуэя всегда все заканчивается грустно. Единственная книга с хэппи-эндом - "Старик и море". Но и то, какой уж там счастливый конец, спасибо, что старый рыбак живой остался. А я Хемингуэя обожаю. И Ремарка, он тоже сентиментальный. Но для меня в этом деле важна мера. Эталон чрезмерной сентиментальности - Достоевский в "Братьях Карамазовых". Там, где несколько страниц подряд про Илюшечкин башмачок. По идее, этот текст должен выжимать из читателя обильные слезы. Федор Михайлович, думаю, сам весь изревелся, пока диктовал это стенографистке, а я, когда читаю, про башмачок начинаю хохотать. Большой перебор с чувствами, поэтому переходит в разряд юмора. Кстати, однажды мы с Леной собрались и съездили в городок Старая Русса, где Достоевский писал этот роман. Писатель переименовал городок в Скотопригоньевск. А в остальном все было очень узнаваемо: и дома, и улицы по которым ходили герои романа. И даже дом Грушеньки сохранился. Правда, в грустном он был состоянии. Может быть, сегодня его всё же привели в порядок, надеюсь на это.

Дом Грушеньки в Старой Руссе.
Дом Грушеньки в Старой Руссе.

Вишневский тоже не удержался и в конце своего "Одиночества..." скатился в чрезмерную сентиментальность. У героя не сложилось в реале с женщиной его мечты из интернета, и он решил покончить с собой. Такой вот герой нашего интернет-времени.

Но в целом я получил удовольствие от книги и благополучно выздоровел, перевернув последнюю страницу.