Найти тему

Советские живописцы. Искусство на войне. Часть 1

Война. Она меняет жизни людей кардинально, разделяя их на «до» и «после». Меняется жизнь повседневная, профессиональная и, конечно же, художественная. В годы Великой отечественной мастера живописи не стали исключением, и судьба их в это время складывалась абсолютно по-разному. Многие творцы сами сражались на фронте, уходили в народное ополчение и в партизанские отряды. Немалое число живописцев и скульпторов вступило в специально созданные художественные бригады, которые выезжали на передовую для поднятия боевого духа солдат, а также документирования военной реальности. Они запечатлевали героев войны в живописи и скульптуре, фактически вели изобразительный репортаж с места событий. В коротких перерывах между боями воины-художники успевали подготавливать иллюстрации в газеты, делали плакаты, а также карикатуры. Многие живописцы и графики трудились в тылу. Они работали над агитационными материалами и конечно же привлекались к маскировке городов.

Орест Верейский

В годы Великой Отечественной войны Орест Георгиевич Верейский состоял в должности художника во фронтовой газете «Красноармейская правда». Его зарисовки военной жизни за меткость и хроникальность были прозваны «снайперскими иллюстрациями».

Однако по-настоящему судьбоносным моментом стало его знакомство и дружба с писателем Александром Твардовским. С 1942 года они вместе трудились в газете Западного (позже – 3-го Белорусского) фронта. Именно в этот период было подготовлено самое первое издание знаменитой поэмы «Василий Тёркин», для которого Орест Георгиевич создал множество иллюстраций. На бумаге был воплощен образ самого Тёркина, списанный с молодого поэта Василия Глотова, который однажды по счастливой случайности пришел к Твардовскому показать свои творческие наработки.

Верейский был настоящим солдатом-фронтовиком, награжденным множеством медалей и орденов. В апреле 1944 года он в составе войск 3-е Белорусского фронта участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Вспоминая о войне, не уставая говорил о том, что художник всегда должен оставаться художником. «Окоп, блиндаж, кругом ничего нет — рисуй спичкой на коленке!»

Яков Ромас

Советский живописец и график Яков Дорофеевич Ромас тоже являлся самым непосредственным участником Великой Отечественной. Годы войны застали его на крейсере «Максим Горький», где он находился с самого начала наступления немецких войск. Майор Ромас состоял в должности политрука и художника эскадры. И все это время Яков Дорофеевич продолжал свой собственный творческий путь, фиксируя в многочисленных зарисовках боевые выходы крейсера. Ромас в составе эскадры участвовал в прорыве блокады, за что был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а после окончания боевых действий был отмечен орденом Отечественной войны II степени.

Яков Ромас. Зимние залпы Балтики, 1942. Холст, масло
Яков Ромас. Зимние залпы Балтики, 1942. Холст, масло

Однако не только художественные, но и рукописные свидетельства вынес из войны и сохранил Яков Дорофеевич. Особый интерес представляет дневник, который художник с первого службы на крейсере. В августе 1941 года «Максим Горький» встал на защиту Ленинграда, и начал свой боевой путь с отражения сентябрьского наступления финских войск. 4 сентября впервые открыл огонь по наступавшим в районе Белоострова финнам, а позже помогал в отражении попытки штурма Северной столицы.

Дневник Якова Дорофеевича Ромаса
Дневник Якова Дорофеевича Ромаса

Дневник Якова Дорофеевича Ромаса представляет собой две отдельных тетради, на страницах которых он детально фиксирует свои личные ощущения и впечатления от происходивших событий:

«17 сентября утром солнечный хороший сентябрьский денек, редкие кучевые облачка, неаполитанка по лазури неба, все как будто в порядке. Забыл сказать, что дней 15, как я разработал и частично осуществил маскировку корабля, особенно с воздуха, но об этой интересной области как-нибудь в другой раз».

Яков Ромас
Яков Ромас

Ромас — тот самый профессионал своего дела, которому была доверена важнейшая задача военной маскировки. В качестве одного из камуфляжей крейсера, на котором служил, художник использовал стиль покраски «под зиму». Цветовая и крупнофигурная покраска позволяла до неузнаваемости исказить очертания судна, и вражеские наблюдатели пребывали в абсолютном замешательстве, когда крейсер спокойно подходил на расстояние прямого поражения, и его оценка и идентификация происходила уже после первого выстрела.

В январе 1944 года крейсер готовился к операции по снятию блокады Ленинграда, и экипаж вместе со своим штатных художником Ромасом был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. По итогам операции «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени.

#наука

#история

#искусство

#Строгановка

#НаучныйПолк