Война. Она меняет жизни людей кардинально, разделяя их на «до» и «после». Меняется жизнь повседневная, профессиональная и, конечно же, художественная. В годы Великой отечественной мастера живописи не стали исключением, и судьба их в это время складывалась абсолютно по-разному. Многие творцы сами сражались на фронте, уходили в народное ополчение и в партизанские отряды. Немалое число живописцев и скульпторов вступило в специально созданные художественные бригады, которые выезжали на передовую для поднятия боевого духа солдат, а также документирования военной реальности. Они запечатлевали героев войны в живописи и скульптуре, фактически вели изобразительный репортаж с места событий. В коротких перерывах между боями воины-художники успевали подготавливать иллюстрации в газеты, делали плакаты, а также карикатуры. Многие живописцы и графики трудились в тылу. Они работали над агитационными материалами и конечно же привлекались к маскировке городов.
Орест Верейский
В годы Великой Отечественной войны Орест Георгиевич Верейский состоял в должности художника во фронтовой газете «Красноармейская правда». Его зарисовки военной жизни за меткость и хроникальность были прозваны «снайперскими иллюстрациями».
Однако по-настоящему судьбоносным моментом стало его знакомство и дружба с писателем Александром Твардовским. С 1942 года они вместе трудились в газете Западного (позже – 3-го Белорусского) фронта. Именно в этот период было подготовлено самое первое издание знаменитой поэмы «Василий Тёркин», для которого Орест Георгиевич создал множество иллюстраций. На бумаге был воплощен образ самого Тёркина, списанный с молодого поэта Василия Глотова, который однажды по счастливой случайности пришел к Твардовскому показать свои творческие наработки.
Верейский был настоящим солдатом-фронтовиком, награжденным множеством медалей и орденов. В апреле 1944 года он в составе войск 3-е Белорусского фронта участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Вспоминая о войне, не уставая говорил о том, что художник всегда должен оставаться художником. «Окоп, блиндаж, кругом ничего нет — рисуй спичкой на коленке!»
Яков Ромас
Советский живописец и график Яков Дорофеевич Ромас тоже являлся самым непосредственным участником Великой Отечественной. Годы войны застали его на крейсере «Максим Горький», где он находился с самого начала наступления немецких войск. Майор Ромас состоял в должности политрука и художника эскадры. И все это время Яков Дорофеевич продолжал свой собственный творческий путь, фиксируя в многочисленных зарисовках боевые выходы крейсера. Ромас в составе эскадры участвовал в прорыве блокады, за что был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а после окончания боевых действий был отмечен орденом Отечественной войны II степени.
Однако не только художественные, но и рукописные свидетельства вынес из войны и сохранил Яков Дорофеевич. Особый интерес представляет дневник, который художник с первого службы на крейсере. В августе 1941 года «Максим Горький» встал на защиту Ленинграда, и начал свой боевой путь с отражения сентябрьского наступления финских войск. 4 сентября впервые открыл огонь по наступавшим в районе Белоострова финнам, а позже помогал в отражении попытки штурма Северной столицы.
Дневник Якова Дорофеевича Ромаса представляет собой две отдельных тетради, на страницах которых он детально фиксирует свои личные ощущения и впечатления от происходивших событий:
«17 сентября утром солнечный хороший сентябрьский денек, редкие кучевые облачка, неаполитанка по лазури неба, все как будто в порядке. Забыл сказать, что дней 15, как я разработал и частично осуществил маскировку корабля, особенно с воздуха, но об этой интересной области как-нибудь в другой раз».
Ромас — тот самый профессионал своего дела, которому была доверена важнейшая задача военной маскировки. В качестве одного из камуфляжей крейсера, на котором служил, художник использовал стиль покраски «под зиму». Цветовая и крупнофигурная покраска позволяла до неузнаваемости исказить очертания судна, и вражеские наблюдатели пребывали в абсолютном замешательстве, когда крейсер спокойно подходил на расстояние прямого поражения, и его оценка и идентификация происходила уже после первого выстрела.
В январе 1944 года крейсер готовился к операции по снятию блокады Ленинграда, и экипаж вместе со своим штатных художником Ромасом был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. По итогам операции «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени.
#наука
#история
#искусство
#Строгановка
#НаучныйПолк