Пробег автомобиля отображается на одометре. Но его нередко скручивают — уменьшают‚ чтобы быстрее и выгоднее продать машину. Рассказываем‚ как определить реальный пробег автомобиля по косвенным признакам.
Зачем скручивают пробег
Пробег скручивают для того, чтобы продать машину дороже. Многие автомобилисты в первую очередь обращают внимание на заявленный пробег, а не на состояние машины. Они считают, что в таком случае у агрегатов меньше износ. Этим пользуются недобросовестные продавцы. Они уменьшают показания на одометре и просят за автомобиль больше, чем он реально стоит, потому что системы уже серьёзно изношены.
Для многих покупателей психологическим барьером является отметка в 100 тысяч км. Они считают, что до этого машина ещё достаточно свежая. Это связано с тем, что многие концерны дают 100 тысяч км гарантии на свои модели.
Когда скручивают пробег, чаще всего делают так, чтобы он выглядел реалистичным — хотя бы примерно соотносился с общим состоянием машины. Особенно если рассчитывают на покупателя, который хотя бы немного разбирается в машинах. Например, если автомобиль прошёл 150 тысяч км, то пробег скручивают до 95 тысяч км. Но бывает, что машину из такси с пробегом в 400 тысяч км пытаются продать с 150 тысячами км на одометре.
1. По информации в электронных блоках
У современных автомобилей данные о пробеге фиксируются в нескольких электронных блоках. При этом информация на одометр поступает только с одного из них — именно её обычно корректируют недобросовестные продавцы.
С помощью компьютера, специального программного обеспечения и сканера, который устанавливают в диагностический разъём, можно просмотреть записи во всех блоках. Данные будут незначительно отличаться, потому что подсчёт происходит по-разному. Но если отличия в 10 тысяч км и более — значит, пробег корректировали. Часто встречаются коррекции на 30–50 тысяч км, а иногда и в два раза.
Но если машину готовили к продаже грамотные специалисты, то они могли скорректировать пробег во всех блоках. Такая услуга стоит дороже, поэтому эти корректировки встречаются только у премиальных автомобилей.
2. По состоянию руля
Во время эксплуатации автомобиля руль подвержен естественному износу. Скорость износа зависит от материалов, которыми он отделан. Натуральная кожа выдерживает более 150 тысяч км, а искусственные материалы могут износиться раньше.
Например, если заявленный пробег машины — 40–80 тысяч км, а руль имеет много потёртостей и царапин, то это может говорить о том, что реальный пробег больше. В то же время если пробег около 100 тысяч км, а руль в идеальном состоянии — это может говорить о том, что его уже перешили или использовали оплётки, чтобы защитить материал. Так часто делают, чтобы скрыть пробег.
3. По состоянию водительского сиденья
Водительское сиденье изнашивается быстрее остальных, потому что водитель всегда находится в машине. Кожаная отделка держится дольше искусственных материалов, особенно если за ней следят, — 150 тысяч км и более. У искусственной кожи обычно дефекты появляются к 100 тысячам км пробега, а иногда и раньше. Если кожа выглядит слишком свежей при заявленном пробеге около 100 тысяч км, то есть вероятность, что сиденья ремонтировали или красили. Тогда нужно сравнить состояние водительского и пассажирских сидений. Водительское не должно выглядеть более новым.
Тканевая обивка постепенно протирается. Следы износа можно обнаружить к 100 тысячам км пробега, а если он больше, то могут быть и разрывы. Иногда на сиденья с тканевой обивкой устанавливают чехлы. Так их можно дольше сохранить в лучшем виде, поэтому пробег будет труднее определить.
4. По ручке коробки передач
Проще всего определить пробег по состоянию ручки механической коробки передач, потому что водитель постоянно с ней взаимодействует. Но и отделка селектора автоматической коробки постепенно изнашивается.
К 100 тысячам км пробега на ручке неизбежно появятся царапины и потёртости. Если рычаг сильно затёрт, то пробег, скорее всего, будет больше 150 тысяч км.
Если же на заявленном пробеге в 100 тысяч км рычаг в идеальном состоянии, значит, его перешивали или использовали в чехле. Возможно, продавец хочет обмануть покупателя.
5. По подлокотникам
Быстрее всего изнашивается материал отделки центрального подлокотника и подлокотника водительской двери. К 150 тысячам км даже на кожаной отделке могут быть трещины и потёртости.
6. По накладкам на педалях
На педалях есть накладки из резины или металла — с резиновыми противоскользящими вставками. Они устойчивы к износу, поэтому если на поверхности есть потёртости, то пробег может быть более 150 тысяч км. Если на заявленном пробеге около 100 тысяч км они в идеальном состоянии, то, возможно, их заменили.
7. По кнопкам на панелях
Нужно обратить внимание на те кнопки, которыми пользуются чаще всего, — например, стеклоподъёмник водительской двери, кондиционер, подогрев стекла и кнопка запуска двигателя (если она установлена). После 100 тысяч км пробега на них обычно есть потёртости и царапины.
8. По тормозным дискам и колодкам
Передние тормозные колодки служат около 20–40 тысяч км, а задние обычно вдвое дольше. Передние диски работают 60–80 тысяч км, а задние — до 100 тысяч км, а иногда и дольше.
Передние диски и колодки изнашиваются быстрее из-за того, что передние механизмы работают с большей нагрузкой. Особенно это актуально при агрессивной езде. Поэтому лучше ориентироваться на состояние задних элементов. Например, если заявленный пробег около 80–100 тысяч км, а задние диски в идеальном состоянии, это значит, что их уже поменяли. Это говорит о том, что реальный пробег машины больше.
Если у тормозных дисков (преимущественно — передних) есть синеватый оттенок, значит, их перегрели. То есть на машине ездили очень агрессивно или тормозная система работает неправильно. От покупки такой машины лучше отказаться.
9. По наклейкам и биркам
Иногда при обслуживании машины сервисмены в подкапотном пространстве оставляют памятку — небольшую бирку, на которой зафиксирован пробег либо рекомендуемый срок следующей замены масла или других технических жидкостей.
Про эту памятку владелец может забыть, и тогда можно сравнить пробег на ней и на одометре. Бывает так, что на одометре указан меньший пробег, чем в памятке. Это значит, что его скрутили.
10. По состоянию шин
В среднем летние покрышки служат 50–60 тысяч км, а зимние — 40–50 тысяч км. Если на машине с небольшим пробегом изношены покрышки, это может говорить о том, что скрутили пробег, что неисправна подвеска или что автолюбитель водил в агрессивной манере. Все три фактора должны насторожить — от покупки такой машины лучше отказаться.
Какой вторичный признак пробега — главный
Выделить один главный признак того, что пробег скрутили, сложно. Лучше ориентироваться на совокупность таких факторов. Свои сомнения нужно трактовать в пользу того, что пробег ненастоящий или что за машиной не следили.
Также можно купить отчёт о машине у крупных площадок. Как это сделать — мы писали в отдельной статье. Там, например, есть история продаж машины. Бывает так, что ранее автомобиль продавали с большим пробегом, чем сейчас. Тогда нет смысла тратить время на осмотр этой машины.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной