Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СТАРОМ СОВЕТСКОМ ФИЛЬМЕ НЕ ЖДАЛИ НЕ ГАДАЛИ

.

.

.

Из последних старых фильмов , которые мне довелось посмотреть отметил бы фильм Не ждали, не гадали 1982 года, снятый Виктором Титовым, режиссером , известным по комедии "Здравствуйте я ваша тетя". Фильм интересен тем, что по сути это первая попытка снять фильм в жанре абсурда, хотя я бы сказал, что сама эта попытка получилась наивной , как наверное и абсурд получился несколько наивным, больше близким к детским фильмам , чем в взрослому абсурду. Хотя, с другой стороны в этом и своя прелесть, очарование., поскольку, "наивный абсурд" - звучит как "добрый" или "лирический" абсурд. Сюжет фильма состоит в том, что в дом разводящихся супругов вторгается настоящий живой ослик. И гордо занимает брачное ложе супругов...При этом, выгнать бедное животное никому не удается, ни милиции, ни нанятому за бутылку водки алкоголику. Иносказательная логика фильма легко угадывается , осел (как нечто архаичное и изгнанное из мира начало) олицетворяет утраченную любовь меж супругами, символической затычкой той самой пустоты, которая меж двоими образовалась, и сквозь которую уже начал сочиться иной, куда более жестокий абсурд, абсурд утраты гармонии, и понимания меж супругами. Но, при этом, сама логика фильма будто не продумана до конца, и несколько смазана, особенно в самом конце. Интересно и то, что в фильме звучит музыка Пинк Флойд, в ту далекую пору СССР запрещенная...

ПОЧЕМУ ИСКУССТВОМ НИКОГДА НЕ ДВИЖЕТ ПОДАВЛЕННОЕ

.


.

.

Искусством никогда не движет ни нечто подавленное, ни тем более, нечто вытесненное, (как полагал Фрейд, и многие его продолжатели), если бы это было так, если бы искусством двигало нечто подавленное, то дальше неприличной поэтики Баркова поэзия бы не двигалось , а живопись дальше натурализма надписей или рисунков на заборах, просто никуда не развивалась . Да и сама потребность в развитии не возникла бы. А если бы искусство двигало нечто вытесненное, произведение искусства не выходило бы за уровень обычного психоза, и не несло бы ни роли света, ни утешения, ни примирения человека с его жизнью. Искусством движет нечто глубоко забытое, (это правда), нечто оставшееся за границами обыденного человеческого сознания . Забытое, но не подавленное, и не вытесненное. Можно даже сказать что искусство, как память потерянного рая, и есть память души о том, что забыло сознание. Хотя, возможно в искусство может вторгаться наряду с сокровенно- забытым и подавленное, и вытесненное. Но не эти категории движут художником , поскольку искусство существует до той черты, пока подавленное и вытесненное не доминируют над вышеупомянутым забытым. Тут больше в помощь не Фрейд, а Платон, хотя и Фрейд высказал немало глубоких мыслей и догадок на тему тех, или иных отдельно взятых произведений искусства. Но Фрейд был не прав в целом в своей концепции искусства, как и в концепции религии .


_________

P. S.

Впрочем, это мысли несколько выходящие за пределы картины . Просто подумалось по ходу просмотра фильма.