...Многие наши соотечественники буквально боятся "засветиться" на кассе с дешёвыми продуктами, иначе, как они докажут соседу, что живут не хуже его?!
Как-то мне был нужен сыр был для кулинарных целей. Но и для готовки абы какой не подойдет. Или невкусно будет, или не расплавится, превратившись в непонятную слизь, явно химического происхождения.
В магазине обратила внимание на хорошо одетую женщину, которая покупала дешевый сыр. Знаете, в такой белесой упаковке, всем своим видом говорящей о том, что это самый дешевый товар на полке. Увидев, что она уверенно взяла сразу несколько кусков, я спросила, пробовала ли она этот сыр.
"Да, – ответила она, – беру не в первый раз. Это же собственный бренд. Обычно очень приличное качество."
Покупатели зачастую просто проходят мимо невзрачных упаковок типа "Красная цена", полагая, что хорошее дешёвым быть не может, и скупой платит дважды. Так же многие наши соотечественники буквально боятся "засветиться" на кассе с дешёвыми продуктами, иначе, как они докажут соседу, что живут не хуже его?! Знаю случаи, когда увидя знакомых в магазине, люди хватали с полки дорогие товары, чтобы наполнить ими корзину, а когда те скрывались из виду, возвращали всё на полки.
Именно так однажды повела себя моя коллега по работе. Мы жили в одном районе и как-то встретились в ближайшем "окее". Когда мы болтали в магазине, она наполняла корзинку икрой, хорошим кофе и дорогими конфетами. После лёгкой беседы мы разошлись, и на кассе я увидела её уже с совершенно другим набором продуктов.
Уверена, что многие сталкивались с таким, мягко говоря, странным поведением знакомых или коллег по работе. Как думаете, с чем это связано? Напишите в комментариях, если у вас есть личные истории на эту тему или интересные мысли по этому поводу.
Но главная героиня моего рассказа (женщина с сыром) явно не производила впечатление человека, нуждающегося в деньгах, или имеющего проблемы с самооценкой. Дорогая сумка, пальто из тонкой шерсти и светлые сапоги, никогда не видевшие толчеи метро в час пик, убедили меня разобраться, зачем богатым покупать дешёвые продукты.
Спешу поделиться с вами тем, что мне удалось накопать, и почему в данном случае дешевле не значит хуже. Сначала расскажу, на чем экономят, а потом выясним правду о качестве.
Собственная торговая марка (СТМ) – это бренд под которым крупная сеть продает продукты собственного производства или специально заказанные у других производителей. Таких марок у одной только Пятерочки найдется с десяток: Красная цена, Global Village, Fish House, Рестория, Шарлиз, Селяночка, Honey Kid и другие.
Понять, что это СТМ (собственная торговая марка) просто. На упаковке ищите слова "сделано для Пятерочки" или для другой сети, в магазине которой вы сейчас находитесь.
У меня вообще уже сформировался список продуктов, которые я покупаю исключительно под СТМ. А у вас есть любимые?
А вот теперь вопрос на миллион: зачем вообще собственные торговые марки (СТМ) торговым сетям. К чему эти заморочки, если есть раскрученные бренды, которые у всех на слуху и легко продаются?
Низкие цены всегда привлекают покупателей. Человек приходит в магазин за чем-то конкретным, но обязательно наберет еще целую корзинку других продуктов. Каждая из нас, наверняка ловила себя на мысли "Ну, раз уж пришла, возьму еще и ..." (название продукта подставьте сами).
Если покупатель попробовал какой-то продукт, и он ему понравился (так было у меня с соусами из Ленты под брендом DOLCE ALBERO на фото выше), то обязательно вернется, так как купить это можно только в магазинах сети, которой принадлежит бренд.
Для того, чтобы такой подход работал, нужна либо привлекательная цена, либо высокое качество. Но лучше и то и другое сразу. )
Теперь о том, как на самом деле "выжимается" низкая цена.
Когда я у знакомого фермера покупаю яйца, цена на них складывается из стоимости кормов для кур и издержек фермера, включая его зарплату.
В цене товара на полке магазина, затраты на его производство, включая зарплату тех, кто его произвел, составляют лишь меньшую часть. К ним нужно прибавить стоимость маркетинга, включая рекламу (знаете сколько стоит ролик в телевизоре??), стоимость транспортировки, хранения, упаковки, наценку оптовика и ретейлера, а также неизбежные потери в долгом пути от производителя до полки магазина. И каждый, кто стоит в этой цепочке, хочет заработать!
В товаре собственной торговой марки нет рекламы, нет оптовиков, меньше потери и меньше звеньев в цепочке от производителя до магазина. Это позволяет здорово сэкономить и снизить цену. Кроме того, розничная наценка на такие продукты ниже, так как их задача привлечь покупателя в магазин.
Ладно, с ценой понятно, скажете вы. А что с качеством?
Вот тут начинается самое интересное!
Сначала о том, что влияет на качество продуктов других торговых марок.
Все производители вынуждены балансировать между тем, чтобы сделать хорошо (а это дорого) и удержаться в рамках доступной цены.
Обычно сначала стараются сделать хорошо, а потом снижают себестоимость и качество (не раз с этим сталкивалась). Производитель начинает задумываться о том, что пора остановиться только тогда, когда продажи начинают падать или когда крупные сети начинают отказываться от товара по причине большого количества жалоб на качество.
Другими словами такой контроль качества работает и долго и плохо.
В случае с собственными торговыми марками сеть очень пристально следит за качеством. Ведь она является заказчиком и имеет много рычагов для давления на производителя. Начиная от технического задания и заканчивая постоянным контролем качества. Сети еще и внимательно следят за отзывами тех, кто заказывает через сайт магазина.
В теории получается, что это прям находка для покупателя! Сеть нашла и проверила производителя, прописала в контракте жесткие требования, отжала самые низкие цены и продает нам с минимальной наценкой!
В идеале так и должно быть. Но всегда бывают какие-то "но". Не всегда можно обеспечить высокое качество при низкой цене. Не всегда производитель выдерживает контрактные обязательства. А товар уже отгружен и выкидывать же его! Могли измениться стоимость доставки и стоимость в рублях, если поставщик не из России.
Вы удивитесь, но продающееся под СТМ товары, приезжают из самых разных стран мира от Бразилии до Швейцарии.
Например, бельгийский шоколад из Магнита. Или консервированные фрукты из Тайланда (тоже из Магнита). Мне, например, очень понравилась эта их марка Premiere of Taste.
В конце хотела бы сказать, не проходите мимо товаров под собственными торговыми марками сетей. Среди них могут быть настоящие находки. Например, сыр из Ашана, рыбные консервы из Пятерочки, шоколад из Магнита. Все фотографии, как и всегда в моих публикациях, сделаны мной лично.
Как всегда приглашаю вас высказать свое мнение о сетях и их собственных продуктах. О ваших находках и ваших разочарованиях. Реклама уже всем надоела и никто ей не верит. А вот мнение живых людей, реальных покупателей всегда очень ценно!