Найти тему
Фаворит

Сыщик от бога. Несколько приемов, которые помогли Владимиру Арапову стать грозой уголовного мира

Оглавление

Москва, послевоенный 1946 год. Израненный город медленно залечивает раны, нанесенные страшной бойней. На улицах - руины разбомбленных зданий, в домах - пустые полки и скорбные лица.

Но самый страшный бич столицы - разгул преступности. Милиция задыхается от наплыва "висяков", катастрофически не хватает опытных кадров. Но и в этой беспросветной мгле находятся герои, готовые с оружием в руках защищать закон и справедливость.

Один из них - Владимир Арапов, сыщик от Бога, легенда Петровки, 38

Добавьте описание
Добавьте описание

Володя появился на свет в июне 1926-го в семье простых москвичей. С детства его влекли загадочные механизмы - будь то часы, примус или велосипед. Разобрать, починить, смазать - юный Кулибин не упускал случая повозиться с техникой. Окончив семилетку в 1941-м, он с головой ушел в учебу - поступил в машиностроительный техникум.

Но пришли захватчики, и планам не суждено было сбыться. Вместо студенческой скамьи Арапов встал к заводскому станку "Динамо". А всё свободное время посвящал помощи милиции в борьбе с преступностью — вместе с товарищами патрулировал улицы, участвовал в облавах. Смекалка, отвага и редкостное чутьё паренька были замечены начальством.

И в 19 лет, сразу после Победы, Владимир получил предложение стать постовым 37-го отделения милиции.

Поначалу дипломированный механик сомневался - стоит ли менять профессию. Да и комплекция подкачала - невысокий рост, хрупкое сложение. Но желание очистить родной город от криминальной нечисти пересилило. И Арапов с головой окунулся в нелегкую службу. Первое время ему доверяли лишь бытовые кражи да мелкое хулиганство. Но и тут новичок умудрялся блеснуть нестандартным подходом.

Добавьте описание
Добавьте описание

Вот, к примеру, случай с пропажей детских пальтишек из школьного гардероба

Мамаши забили тревогу, и за дело взялся участковый. Но безуспешно - вор как сквозь землю провалился. Отчаявшись, опер спихнул "глухаря" на стол Арапову. Несколько дней молодой сыщик безуспешно караулил воришку у школьного входа. Как вдруг его осенило: гардеробщица ведь не пускает посторонних и всё время начеку, зато других женщин рядом хоть отбавляй! Сказано - сделано. Наутро Владимир явился в школу в платье и платке, с муфтой в руках. И затерялся в толпе мамаш и учительниц. Спустя пару часов воровка, тащившая очередное пальтецо, была схвачена за руку.

Молва о ловком и храбром опере разлетелась по московским отделениям. А в 1951-м его пригласили в саму цитадель сыска - Московский уголовный розыск на Петровке, 38. С порога Арапову поручили одно из самых запутанных и опасных дел — разобраться с бандой "Чёрная кошка".

Эта жестокая группировка держала в страхе весь город. Грабежи сберкасс, налеты на магазины и склады, разбойные нападения - таков послужной список "кошачьих" душегубств. Первое преступление "Черная кошка" совершила в декабре 1949-го — ограбила продуктовую базу в Тушино, убрав сторожа.

Добавьте описание
Добавьте описание

Добычей бандитов стал товар на 5800 рублей — огромные по тем временам деньги. Одна из местных жительниц видела убегающих налетчиков, но её показания мало чем помогли следствию. Любопытно, что начальник тушинской милиции был соседом главаря банды Митина, по кличке "Высокий блондин". Но страж порядка и представить не мог, что живущий рядом приличный гражданин — матерый преступник.

А Митин тем временем не терял времени даром. Уже в феврале 50-го "Черная кошка" расправилась со старшим опером Кочкиным, пытавшимся задержать бандитов у магазина в Химках.

В марте ограбила торговую точку на северо-востоке Москвы, а через месяц - магазин пароходства. Всюду преступники оставляли дерзкий "автограф" —рисунок кошки.
В декабре та же участь постигла магазин на Кутузовской слободе. Бандиты становились всё наглее и безжалостнее.
В марте 1951-го они ворвались в ресторан "Голубой Дунай", застрелив лейтенанта Бирюкова и случайного посетителя. Через две недели не стало директора магазина в Кунцево, вздумавшего дать им отпор.
В ноябре 1952-го от их рук пал милиционер, преследовавший налётчиков у входа в Ботанический сад.
Добавьте описание
Добавьте описание

Громкие преступления будоражили столицу. Сыщики МУРа сбивались с ног, но изворотливые "кошки" ускользали из любых ловушек. Лишь однажды едва не удалось арестовать самого Митина и его подельника. Но те, отстреливаясь, скрылись в подмосковных лесах. Казалось, дерзкая банда неуловима. Но тут случилась промашка, которая стоила "Чёрной кошке" свободы.

Январским днём 1953-го бандиты ограбили сберкассу в Мытищах. Работница успела нажать тревожную кнопку, и вскоре в помещении зазвонил телефон. Звонил дежурный по отделению, решивший проверить вызов. Сняв трубку, один из налётчиков ляпнул: "Нет, это не сберкасса, а стадион".

Услышав об этом инциденте, Арапов смекнул — преступники могут быть связаны со спортом, ну ведь не просто так один из налетчиков сказал стадион. И муровцы взялись прочёсывать окрестности стадионов. Зацепка нашлась в подмосковном Красногорске - местный студент авиационного института удивил всех, проявив чудеса невиданной щедрости и выставив для друзей-болельщиков целую бочку пива!

Взяв подозрительного кутилу в разработку, сыщики вышли на всю банду

Добавьте описание
Добавьте описание

Финальный аккорд "кошачьей" симфонии прозвучал в январе 1953-го. Накрыв воровскую малину, чекисты обезвредили всю группировку. Главаря Митина и его "правую руку" Болотова расстреляли за бандитизм и многочисленные душегубства. Остальные 11 членов шайки загремели за решётку на сроки от 10 до 25 лет. МУР ликовал, а все регалии за ликвидацию "Чёрной кошки" достались комиссару Арапову. Но не успел он отпраздновать триумф, как Москву потрясла новая напасть.

В конце 50-х столицу охватил животный страх. По городу безнаказанно рыскал серийник по кличке Мосгаз. Он врывался в квартиры под видом работника газовой службы и зверски расправлялся с ни в чём неповинными людьми — детьми, женщинами, стариками. Орудовал преступник ножом и топором, а после совершенного забирал мелкие вещи — очки, ручки, карманные деньги. Всего Мосгаз оборвал 5 невинных жизней. Но истинные мотивы этого человека оставались загадкой, а число его преступлений было не известно.

На поимку монстра бросили лучшие силы МУРа во главе с Араповым. Опера днями и ночами опрашивали свидетелей, отрабатывали версии, устраивали засады в местах возможного появления серийника. Поймать его помог счастливый случай.

В руки сыщиков попала сожительница "Мосгаза" Алевтина Дмитриева. Она долго запиралась, но в итоге согласилась стать подсадной уткой. Алевтина назначила своему кавалеру встречу на вокзале в Казани, куда под видом Дмитриевой отправилась загримированная сотрудница МУРа. Сработало безотказно - 12 января 1964 года серийник, которым оказался уроженец Тбилиси Владимир Ионесян, был повязан опергруппой прямо на перроне. А вскоре по приговору суда его настигла заслуженная пуля.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, Арапову некогда было почивать на лаврах. Одно громкое дело сменялось другим. То кража фамильных драгоценностей из квартиры Александры Яблочкиной, любимицы столичной публики. То разоблачение матёрых домушников и карманников, державших в страхе всю Москву. То поимка зарвавшихся рэкетиров, собиравших дань с магазинов и таксопарков. Всюду Владимир Иванович следовал своему главному принципу — преступник должен сидеть в тюрьме, чего бы это ни стоило.

В 70-х годах, дослужившись до генерал-майора, легенда МУРа всё-таки вышел на пенсию. Но не усидел дома - вернулся в родное ведомство наставником молодёжи. Учил пинкертонов оперативному мастерству, помогал в расследовании сложных дел, делился бесценным опытом борьбы с криминалом.

Ну а знаменитый сыщицкий дуэт Глеба Жеглова и Владимира Шарапова из романа братьев Вайнеров - это собирательный образ Владимира Арапова. Всё лучшее, что было в "чёрном генерале" - острый ум, железная воля, преданность делу - воплотилось на страницах "Эры милосердия" и её экранизации.

Добавьте описание
Добавьте описание

До последних дней легендарный муровец сохранял твёрдость духа и ясность мысли. И лишь тяжёлый недуг (у генерала был сахарный диабет), смог сломить бывалого опера. Болезнь лишила его ноги, приковала к постели. Но и тогда Владимир Иванович продолжал помогать коллегам советом и идеями. Только в 2014-м, на 88-м году, оборвался славный жизненный путь сыщика Арапова.

Он ушёл, но живы добрые дела и светлая память. Живо наследие великого сыщика - школа уголовного розыска, принципы оперативной работы, династия муровцев, которую продолжили три сына Арапова. Но главное достояние - пример истинно народного милиционера, для которого Честь, Отвага и Справедливость - не пустые слова, а путеводные звёзды. Пример Человека, который и в лихую годину остаётся верен присяге, верен себе.