Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!
С зенитными самоходными установками наша армия была знакома еще со времен первой мировой. Тогда на частично бронированное шасси грузовика "Руссо-Балт" устанавливались 76,2-мм противоаэропланные пушки системы Лендера-Тарнавского. Помимо этого из Англии было поставлено некоторое количество зенитных бронеатомобилей "Пирлесс", вооруженных 40-мм автоматической пушкой Виккерса. Однако все это были машины на колесном ходу, проходимость которых была сильно ограниченной.
В 1930-х годах уже в Советском Союзе прорабатывался вопрос создания ЗСУ на гусеничном ходу. Так, в 1934 году, на Опытном заводе Спецмаштреста на базе легкого танка Т-26 была разработана самоходная зенитка СУ-6 с вооружением из 76,2-мм зенитной пушки ЗК, установленной в открытой сверху рубке. В 1935 году опытный образец СУ-6 был изготовлен и прошёл испытания, в ходе которых были отмечены многочисленные поломки и перегруженность установки, а также недостаточная устойчивость при стрельбе. В результате, на вооружение она принята не была.
Аналогично сложилась судьба и СУ-8, которую создавали сначала на шасси танка Т-24, а затем Т-28 - единственный недостроенный прототип был в конце 1934 года разобран и переделан обратно в танк.
В результате начало Великой Отечественной войны Красная армия встретила имея на вооружении войсковой ПВО в основной массе грузовики ГАЗ, в кузовах которых были смонтированы счетверенные зенитные 7,62-мм пулеметные установки М4 или же одноствольные 25-мм или 37-мм зенитные автоматы.
Возможности подобных ЗСУ были довольно ограниченными, да и большое количество этих машин было потеряно в начальный период боевых действий. А защита войскам от авиации противника на марше и в бою была нужна как воздух. Причем особенно требовались машины вооруженные скорострельными автоматическими пушками, способные поставить надежную огневую завесу перед штурмовиками и пикировщиками люфтваффе. В армиях наших союзников подобные образцы были, но поставки их в СССР начались только во второй половине войны и не покрывали всех потребностей Красной Армии. Наиболее похвальными были отзывы об американских зенитных самоходных установках М15 и М17.
Обе использовали шасси полугусеничных бронетранспортеров соответственно М3 и М5 и вооружены комбинированной установкой 37-мм автоматической пушки М1А2 и двух 12,7-мм пулеметов Browning М2, либо счетверенной установкой 12,7-мм пулеметов Browning М2 соответственно. Эти САУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых частей и соединений на марше от воздушного нападения, а так же успешно использовались в ходе уличных боев, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий. Кстати попытка создать ЗСУ на полугусеничной базе была предпринята и у нас. В ноябре 1942 года автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) спроектировал, изготовил и передал на испытания зенитную самоходную установку ЗИС-43, представлявшую собой установку автомата 61-К в кузове полугусеничного автомобиля ЗИС-42 с забронированной кабиной. Но в серию данная модель не пошла.
Понимая всю важность создания подобных машин советское военное руководство санкционировало разработку зенитных самоходок, вооруженных автоматическими пушками. Точкой отсчета можно считать решение пленума Apтиллерийского комитета PKKA от 15 апреля 1942 года в котором участвовали как военные, так и представители промышленности и наркомата вооружения. Пленум признал желательным разработать для борьбы с авиацией противника самоходную зенитную установку вооруженную автоматической пушкой калибра 37-мм. Уже концу весны конструкторским бюро УЗТМ в сотрудничестве с коллегами из КБ завода №37 был разработан проект 37-мм ЗСУ на базе легкого танка Т-60 и летом был построен и испытан ее опытный образец. В ходе испытаний выявились частые разрывы гусеничных лент и проблемы с системой охлаждения двигателя. А тут еще и постановление ГКО от 03 июля 1942 года № 1958сс о прекращении выпуска Т-60 вышло. В итоге дорабатывать машину не стали и в серию она не пошла. 19 октября 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление №2429сс согласно одному из пунктов которого к 1 декабря требовалось изготовить и подать на полигонные испытания образцы самоходных зенитных установок с 37-мм пушками на базе агрегатов нового легкого танка Т-70.
Но созданные КБ завода №37 опытная СУ-72 и схожая с ней СУ-11, построенная по проекту КБ завода №38 под руководством главного конструктора М.Н. Щукина, не смогли пойти в серию по ряду причин, главными из которых стали недостаточная прочность конструкции и острая нехватка 37-мм автоматов 61-К. Однако если СУ-72 так и канула в Лету, то СУ-11, единственный экземпляр которой уже почти год как простаивал на полигоне НИИБТ в Кубинке, выпал второй шанс. И когда в ноябре 1943 года, после уроков Курской битвы, где немецкие штурмовики наносили немалые потери нашим танковым и механизированным частям, ГБТУ и ГАУ РККА вернулись к теме создания ЗСУ с 37-мм автоматом и выдали заводу № 38 задание на разработку машины, конструкторам оставалось лишь внести необходимые доработки в существующий проект.
Самоходная установка ЗСУ-37 относилась к типу полуоткрытых самоходных установок. В качестве базы было выбрано шасси самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Компоновка машины также не изменилась: место механика водителя, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, причем двигатель располагался по правому борту а место мехвода и бензобаки по левому. Вооружение и боекомплект размещались в кормовой части в открытой сверху башне.
Корпус машины сваривался из катанных броневых листов толщиной 6, 10, 15 и 35 мм. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя
и люк для монтажа главной передачи трансмиссии. В нижнем наклонном лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки, закрывавшийся броневой
крышкой на болтах, а также были установлены два буксирных крюка. В кормовом листе корпуса был предусмотрен люк для удаления стреляных гильз. В правом борту корпуса имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа и воздухопритока расположенного над моторным отсеком. В днище корпуса имелись лючки для доступа к сливным пробкам узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. Броневая башня не имела крыши и могла в случае необходимости закрываться брезентом. Слева и справа от пушки в башне имелись откидные бронещитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия. В заднем вертикальном листе башни был круглый лючок для чистки канала ствола орудия.
Силовая установка включала два карбюраторных 6-цилиндровых автомобильных двигателя мощностью по 70 лошадиных сил, причем оба двигателя соединены последовательно. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач, главной передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения и двух однорядных бортовых передач. Приводы управления – механические. Емкость двух топливных баков составляла 412 литров.
Подвеска индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Самоходка могла преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,67 м, траншеи шириной до 2 м, водные преграды глубиной 0,9 м и подъем крутизной 25 °.
Основным вооружением была 37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К образца 1939 года, установленная в башне с круговым вращением. Её автоматика работала на основе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Запирание ствола производилось вертикально-клиновым затвором. Питание боеприпасами производилось из обойм. Орудие имело углы вертикального наведения в диапазоне от -5 ° до + 85 °. Предельная вертикальная досягаемость 61-К при угле возвышения ствола 85⁰ составляет 6700 метров. Практическая скорострельность составляла около 50-60 выстрелов в минуту. Орудие 61-К могло могло использовать следующие типы боеприпасов:
- УО-167 - осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором).
- БР-167 - бронебойный трассирующий снаряд.
- БР-167П - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд.
Боекомплект состоял из 320 выстрелов. Из них 130 выстрелов было в обоймах по 5 патронов, а остальные 190 патронов размещались в ящиках. Начальная скорость снаряда составляла от 890 до 920 м/с в зависимости от типа снаряда, бронебойный снаряд весил 0,785 кг, осколочный - 0,732 кг.
Для наведения на цель пушка была оснащена автоматическим прицелом дальномерного типа с двумя коллиматорами, стереодальномером с базой 1 метр. Для самообороны в боевом отделении имелись два пистолета пулемета ППШ-41 с 16 дисковыми магазинами (1136 патронов).
ЗСУ оснащалась для внешней связи радиостанцией 10РК-12М. Для внутренней связи члены экипажа использовали переговорное устройство 10РТ-3.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной
схеме. Напряжение бортовой сети - 12 В. В качестве источников электроэнергии служили две последовательно соединенные аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 общей емкостыо 112 А/ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регуятором РРК-ГТ-500.
Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, дальномерщика-наводчика по азимуту, дальномерщика-наводчика по углу возвышения, заряжающего, радиста.
В феврале 1944 года изготовленный опытный образец зенитной САУ, получивший обозначение СУ-17, прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения необходимых доработок.
Поскольку мощности завода не позволяли обеспечить параллельный выпуск новой ЗСУ с самоходками СУ-76 вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод № 40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76. Здесь чертежи были доработаны коллективом конструкторов под руководством Л.Ф. Попова, поскольку заводское КБ выступило с инициативой по упрощению конструкции ЗСУ с целью увеличения объемов выпуска и снижения себестоимости.
В апреле 1944 года в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного уменьшенной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Хоть ЗСУ и "похудела" почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП не хватало для обеспечения необходимой подвижности и проходимости. Испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76М – сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-203. К началу 1945 года был форсирован до мощности в 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТ полигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 года был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В серию машина пошла уже под индексом ЗСУ-37.
В феврале 1945 года завод начал подготовку к запуску машины в серию. Однако процесс шел не быстро и до окончания войны было изготовлено лишь несколько экземпляров (по разным данным от 4 до 8), по временной технологии. В боевых действиях Великой Отечественной войны машина не успела принять участия.
Ближе к концу 1945 года был сформирован опытный самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве 12 машин. Всего за время производства с марта 1944 по 1948 год, было построено 75 машин. На момент своего создания ЗСУ-37 была вполне адекватной системой, сопоставимой с зарубежными аналогами, такими как британская Crusader III AA Mk I или немецкий Flakpanzer Ostwind. Последняя была наиболее близким по составу вооружения аналогом, но превосходила и нашу и британскую машины по возимому боекомплекту (1100 выстрелов против 320 у ЗСУ-37 и 160 у "крестоносца"). Правда немецкая ЗСУ была выполнена на базе среднего, а не легкого танка, что и обеспечивало ей большие возможности.
Но главное не в этом. Если бы производство ЗСУ-37 было налажено хотя бы года на полтора раньше, то она смогла бы ощутимо усилить войсковую ПВО. А в конце Второй мировой войны техника устаревала быстро и век советского первенца гусеничных ЗСУ оказался недолгим. Наступала эпоха реактивной боевой авиации. Стало ясно, что низкая скорострельность и огневая мощь одной 37-мм зенитной пушки неэффективны против высокоскоростных целей на малой высоте. Ручное наведение не позволяло расчетам быстро наводить орудие на скоростные движущиеся цели. ЗСУ на базе легкого танка также обладали недостаточной маневренностью на пересеченной местности, низкой скоростью и запасом хода по бездорожью по сравнению со средними танками и самоходными орудиями (САУ), для защиты которых собственно и предназначались. Два тандемных двигателя, используемых на шасси СУ-76М, требовали бензинового топлива, что создавало проблемы со снабжением, поскольку в танковых подразделениях Советской Армии состояли на вооружении машины с дизельными двигателями. По этим причинам ЗСУ-37 была снята с вооружения вскоре после прекращения серийного производства.
Источники: А. Г. Солянкин, М. В.Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов "Отечественные бронированные машины. XX век. Т. 2. 1941–1945", Свирин М. Н. "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945", Сайт "Президентская библиотека", материалы в открытом доступе в сети Интернет.