Найти в Дзене
WEEEK

Референс-лист компании

Оглавление

Зачем бизнесу нужен этот документ, причём тут портфолио лучших кейсов, как составить и парочка примеров

Референс-лист — это бизнес-документ компании, который ёмко отражает перечень клиентов, услуг, товаров и успешных кейсов компании. То есть такое портфолио, которое быстро презентует деятельность бизнеса.

Грубо говоря, компания берёт референс-лист, приходит к новому заказчику или партнёру, показывает его и говорит: «Вот что мы делали для других наших заказчиков и партнёров. Посмотрите, что мы умеем — и давайте определим, подходим ли мы друг другу».

Референс-лист нужен не только на переговоры. Его можно опубликовать на сайте компании или выслать по почте. То есть это отдельный и самостоятельный документ.

В качестве примера возьмём работу диджитал-студии, которая запускает цифровые проекты. В этом случае референс-лист — перечень кейсов: запущенных кампаний, созданных лендингов, промо-страниц. Это красивые скриншоты плюс пара предложений о проекте и заказчике — и о результатах. Упаковать такую штуку можно в буклет или электронную презентацию.

А вот к примеру референс-лист строительной или промышленной компании будет не настолько красивым и цветастым. Это перечень сделок или реализованных проектов с описанием характеристик объекта и упоминанием заказчика. Нередко это обычная таблица с текстом — но и там найдётся место изображениям объектов, фотографиям, иллюстрациям.

Зачем нужен референс-лист компании

Представь — ты готовишься к переговорам с заказчиком и хочешь получить проект от него. Неплохо бы подогреть: показать, какая твоя компания крутая. Пришлёшь ему перечень услуг (пусть даже их много) — вроде как не убедительно. Список крупных компаний, с которыми сотрудничали, — так это ни о чём не скажет, ведь профили и запросы могут не совпадать.

Другое дело — показать примеры решения бизнесом реальных проблем. Для этого нужны кейсы. Кейс — обычно штука довольно крупная, так что надо представить его ёмко и понятно. Чтобы заказчик посмотрел такой на список кейсов — и подумал: вау, то, что я искал!

Как раз для этого нужен референс-лист:

  • Чтобы презентовать потенциальному заказчику или инвестору реальные достижения твоего бизнеса.
  • Чтобы не сбрасывать 10 ссылок на кейсы из портфолио, а обойтись одним ёмким документом.
  • Чтобы сэкономить время на переговорах — и сразу переходить к фактам.
-2

Правила оформления референс-листа

Главная задача референс-листа — дать ясное представление о профиле и результатах компании в предельно ёмкой и доступной форме. Это главное правило, им и руководствуйся.

Поэтому:

  • Меньше текста — больше картинок. Показывай всё, что можно показать — цифры, сайты, интерфейсы, продукты. Если проект нельзя никак проиллюстрировать — ну, что ж поделать, тогда просто опиши его.
  • Собирай в референс-лист лучшие проекты. Желательно те, что уже принесли заказчику результаты.
  • Собери следующую информацию для кейса: описание проекта в разрезе проблема-решение, название компании-заказчика, контакты заказчика, ссылки на сайт и на проект (если есть такая возможность), сроки выполнения проекта. И, повторюсь, результаты — если они уже есть.
  • Придерживайся двух добродетелей — честности и желания сделать понятно, интересно и удобно для того, кто будет читать референс-лист.

❗️Касательно внешнего оформления единого правила нет — это может быть таблица, буклет, список, PDF-файл, симпатичная презентация в Figma. Выбирай то, что подходит под твой бизнес.

Ты можешь оформить референс-лист в Базе знаний WEEEK. Редактор поддерживает кодовые вставки из внешних программ, красивые opengraph-ссылки и интегрируется с Figma и Miro.

Руководство по составлению референс-листа

Теперь давай посмотрим, как пошагово сделать референс-лист компании.

Собери лучшие кейсы

Лучший кейс — тот, что принёс заказчику результаты. Например, ты готовишь референс-лист для диджитал-агентства, и вы делали промо-страницы для раскрутки нового бренда. Тут результат — количества прочтений или лидов. Показывай кейс в таком формате: Что и для кого ➡️ Задача ➡️ Решение ➡️ Результат

А ещё вот три важных момента:

❗Успех кейса определяет результат — но на качество внешнего вида и содержания тоже важно сделать упор.

❗ 3–8 кейсов достаточно для референс-листа. Классно, если у тебя есть возможность подобрать для разных заказчиков целевые кейсы — те, что касаются их профилей. Тогда кейсов может быть мало, но зато они лучше попадут в запрос.

❗Не все кейсы должны быть идеальными! Как в жизни, в кейсах могут быть провалы — и если ситуацию удалось исправить, то такой пример будет даже круче.

Выбери формат

Когда ты соберёшь кейсы, то увидишь, из чего они состоят — как много там текста, картинок, цифр. Отталкиваясь от собранного, выбирай формат. Вот несколько наводок:

📃 Если много текста — подойдёт документ Word или в Google Docs

📁 Цифры, факты и мало текста — Excel или Google Sheets

🎨 Много визуала и надо показывать красоту — делай PDF-файл, презентацию в Figma или в Power Point (или аналогах)

Структурируй кейсы

Кейсы собраны, продуман формат — теперь дело за структурой референс-листа. Кейсы лучше сгруппировать по признакам: по теме, типу услуг, отрасли, дате исполнения. Так информацию проще воспринять.

💡Сгруппировать и структурировать ты можешь не только кейсы — но и отзывы. Отзывы клиентов касательно конкретного кейса, понятно, цепляй к кейсу. А отзывы в целом по компании можно собрать в конце референс-листа.

В самом конце добавь визитку компании с контактными данными и призыв к действию: записаться на демо, прийти на встречу, позвонить или написать. Это на тот случай, если твой референс-лист перейдёт другому потенциальному клиенту.

Оформи в едином стиле и проверь на ошибки

Тут следуй законам создания презентаций — 1–2 шрифта на весь документ, единый стиль, консистентность оформления. Идеально оформить референс-лист в фирменном стиле компании. И не забудь добавить логотип компании.

Когда всё готово, отдай на вычитку тому, кто справится — редактор, корректор. Можно прогнать текст через сервисы «Орфограммка» или «Главред».

Шаблоны и образцы референс-листов

Пример референс-листа строительной компании (или проектировщика)

Тут важно показать объект, сроки выполнения, кто заказчик, содержание работ. Это может выглядеть как-то так:

-3

Пример референс-лист диджитал-агентства

Раз уже в тексте пару раз сослались на пример с диджитал-агентством, то покажем пример референс-листа для него:

Пример референс-листа для промышленного предприятия

Тут всё обыденно — минимум текста, максимум информации. Такой тип референс-листа можно оформить вот в такую таблицу:

-4

***

Референс-лист подходит для презентации работы бизнеса, особенно, если цикл производства долгий, кейсы сложные, а процесс переговоров с потенциальным заказчиком длительный. Это нужный документ для презентации результатов компании, который сэкономит время и силы.