Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Студенты ВГИКа и докладная записка из КГБ

В ЦК КПСС из Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (3.02.1964 г.):

«Комитет госбезопасности докладывал ЦК КПСС (сообщение №1105-3 от 19 апреля 1963 г.) о недостатках в воспитательной работе во Всесоюзном государственном институте кинематографии. …

у многих студентов появляются нездоровые настроения, нигилистическое отношение к современной действительности, ревизионистские суждения по вопросам литературы и искусства, а отдельные из них явно с антисоветских позиций оценивают мероприятия партии и правительства.

Студент третьего курса операторского факультета ВГИКа Балан, обращаясь к одному из своих друзей, сказал: «Не могу терпеть, когда вокруг меня написано черным по белому одно, а в действительности совсем другое, не могу смириться с такой ″справедливостью″. … Надо повесить всех бюрократов, обманщиков, мошенников, сделать народ, как кристалл, тогда все будет, даже хлеб в неурожайный год и без химических удобрений. Всегда буду бороться с такими недостатками, знаю, что за это, быть может, меня ждут решетки, я не боюсь. … У нас все диктует правительство и диктует грубо, неотесанно и безо всякого стыда. Правительство никогда не сотворяло искусство. Оно уничтожает искусство...».

Студент второго курса киноведческого факультета Белтов, 1939 г. рождения … допускает нездоровые высказывания. Так, он заявил: “В искусстве происходит нечто ужасное и несколько похожее на то, что происходило в недоброй памяти 1948 г., с той лишь разницей, что людей не расстреливают. Если единственным критерием художественности считать идейность, то не остается ничего более, как признать гениальным ″Коммунистический манифест″. На одном из вечеров в компании молодежи Белтов пел песни антисоветского содержания с клеветой на партию и ее руководство.

В 1958 г. на операторский факультет института поступил Балбочану. ... [Он] в настоящее время работает на киностудии “Молдова-фильм”, где среди окружения высказывает политически неправильные суждения, утверждая, что “лишь в капиталистических странах существует настоящая свобода творчества, а в СССР она ограничена рамками партийной и государственной политики”.

Также нездоровые, а порой и антисоветские разговоры ведут работники этой же студии Лысенко, Дербенев и Калашников, московские сценаристы Давыдова и Рязанцева, которые окончили недавно ВГИК.

Давыдова, например, заявила: «В пределах нашей социалистической системы сделать ничего нельзя. Ее нужно взорвать. Подпольные партии у нас невозможны – всех арестуют, да и неизвестно, к чему эти партии приведут: будет новый культ, и опять система придет в тупик. Раз ничего нельзя сделать в пределах системы, нельзя создать подпольную партию, значит нужно эту систему ″раскачать″ по принципу: ″чем хуже – тем лучше″».

Преподаватель диалектического и исторического материализма ВГИКа Мельвиль выразила беспокойство в связи с тем, что студенты на ее занятиях допускали нездоровые высказывания, заявляя, что “никакого социализма у нас нет”, “справедливости также нет”, появились “новые классы”, создан “новый культ” и т.п.

“Когда я пришла в институт, – заявила Мельвиль, – то просто растерялась, услышав политически неправильные высказывания студентов. Я думала, что это у меня одной, что надо мной издеваются, поскольку я молодой преподаватель. Теперь я вижу, что так обстоит дело у многих, и в институте к этому привыкли”.

В марте 1963 г. с рыболовецкого судна “Симферополь”, в районе пролива Унимак, вблизи американских берегов, исчез студент пятого курса режиссерского факультета Смирнов, 1940 г. рождения, член ВЛКСМ. На основании материалов расследования можно сделать вывод, что Смирнов, очевидно, изменил Родине. В беседах со студентами он восхвалял отдельные моменты из жизни в капиталистических странах и клеветал на положение творческой молодежи в СССР.

Вызывает тревогу состояние дисциплины в институте. ... Много претензий студенты высказывают в адрес профессорско-преподавательского состава, особенно кафедр марксизма-ленинизма, литературы, кино. Занятия по таким предметам, как история КПСС, диалектический материализм и научный коммунизм проходят сухо, неинтересно. ...

По мнению Комитета Госбезопасности, целесообразно обсудить на Идеологической комиссии ЦК КПСС вопрос о состоянии воспитательной работы студентов ВГИКа. Прошу рассмотреть»

Заместитель Председателя Комитета госбезопасности Н. Захаров
(РГАНИ, ф. 5, oп. 55, д. 112, л. 2-5).

Докладная записка в ЦК КПСС Министра культуры СССР Н.А. Михайлова в ЦК КПСС о положении во ВГИКе (15 декабря 1956 г.).

«Министерство культуры СССР докладывает, что 12 декабря с.г. органами государственной безопасности были арестованы студенты первого курса сценарного отделения Всесоюзного государственного института кинематографии В.М. Златверов и А. Кафаров.

На протяжении длительного периода в этом институте складывалась нездоровая обстановка среди студенчества.

Бывший ректор института Н.А. Лебедев, партийная и комсомольская организации не реагировали на проявление нездоровых, ошибочных толкований отдельными студентами фактов международной и внутренней политики.

Некоторые студенты проявляют нигилистическое отношение к достижениям мировой и советской культуры, скептически относятся к отдельным государственным и партийным мероприятиям. …

Запущенность идейно-воспитательной и учебной работы, низкий уровень дисциплины особенно дали себя знать в последнее время. Под влиянием некоторых ошибочных материалов, опубликованных в нашей печати (статьи Назарова и Гридневой “К вопросу об отставании драматургии театра”, статья А. Каменского «Размышления у полотен советских художников”, рассказ Д. Гранина “Собственное мнение” и др.), также под влиянием статей, опубликованных в польских газетах по вопросам литературы и искусства, в студенческой среде появились много политически неправильных взглядов и высказываний.

В нескольких номерах стенных газет были опубликованы статьи, в которых отрицалась необходимость партийного и государственного руководства литературой и искусством, восхвалялись примеры буржуазной демократии и отрицались достигнутые в нашей стране успехи литературы и искусства.

В передовой статье одного из последних номеров стенной газеты автор статьи встал на путь прямой клеветы на нашу партию, утверждая мысль о том, что мы утратили великие революционные традиции. Автор статьи утверждает: “Да, – ответим мы павшим революционерам, – многих из нас тянет всевластие, тина, у целой плеяды людей чиновность в мозгах паутину свела”.

Арестованный 12 декабря с.г. Златверов неоднократно вел политически вредные разговоры. Он считал, что в Советском Союзе нет демократии, что партийное руководство литературой и искусством наносит серьезный вред делу развития искусства, что внешняя политика нашей партии неустойчива.

11 декабря директор института т. Грошев А.Н. исключил Златверова из института. Исключение Златверова из института было воспринято многими студентами как неправильный акт, закрывающий возможность свободы критики.

После ареста Златверова и Кафарова студенты института, по подстрекательству еще не выясненных лиц, собрались в актовом зале института и требовали объяснения по поводу ареста бывших студентов.

В институте имеют место и проявления аморальных, антиобщественных поступков.

В октябре этого года из института был исключен студент пятого курса сценарного отделения Семенов за пьянство и хулиганство.

Весь курс во главе с комсоргом и членами комитета комсомола института, вместо резкого осуждения хулиганского поведения Смирнова, встали на защиту этого студента.

Партийная организация до последнего времени по-настоящему не реагировала на враждебные выступления отдельных студентов. Более того, секретарь партийной организации т. Строчков с группой педагогов и студентов выступал против необходимости укрепления руководства института.

Министерство культуры принимает меры к дальнейшему укреплению руководства института. Будет назначен новый заместитель директора института по научно-методической работе. Будет укреплено руководство кафедры общественно-политических дисциплин и сценарного отделения. Решено издавать в институте многотиражку. Поручено Управлению учебных заведений в ближайшее время более пристально заниматься работой института».

Министр культуры СССР Н. Михайлов (РГАНИ ф. 4, on. 16, д. 1098, л. 56–58).