Отсутствие пространства и взлетающие цены - привычные проблемы для всех, кто живет в городе. От Лондона до Нью-Йорка и Гонконга, многие люди сжаты в микро-квартирах, стоимость аренды которых составляет сотни фунтов или долларов в месяц, не уверенные, когда они смогут себе позволить более постоянное жилище. И история может повториться, когда они умрут.
Предполагается, что около 55 миллионов человек умирают каждый год (примерно 0,8% от общего населения планеты). Однако городские планировщики и застройщики в основном сосредотачиваются на размещении и заработке денег на живых. Кладбища, существующие уже сотни лет, занимают иконическое место в наших городах, но, частично из-за ограниченной прибыли, большинство из них не могут расшириться. Что означает, что мегаполисы по всему миру исчерпывают свое пространство для захоронений.
Проблема наиболее остро стоит в городах, которые не практикуют переработку могил. Страны, такие как Сингапур, Германия и Бельгия, предлагают бесплатные общественные могилы - но только на первые 20 лет. После этого семьи могут либо платить за них (часто по арендной основе), либо могилы подвергаются переработке, с последующим перемещением самых последних жителей глубже в землю или на другой участок, часто на массовое захоронение.
Это система, которая эффективно работает для городов по всему миру, особенно в Европе. Однако в странах, где повторное использование могил не является культурной нормой, попытки начать использовать места для захоронений снова - в городах, таких как Дурбан, Сидней и Лондон - столкнулись с сопротивлением и обвинениями в том, что нарушаются религиозные и культурные традиции.
В результате изменения церковного законодательства небольшое количество кладбищ, таких как кладбище Сити Лондона, недавно - и тихо - начали повторно использовать некоторые могилы старше 75 лет, но это не будет достаточно для решения проблемы захоронения города. Кладбища Лондона будут полностью заполнены в течение следующих 20-30 лет.
Даже города, которые практикуют переработку могил, могут столкнуться с проблемами. В Норвегии опасения по поводу санитарии и риска загрязнения почвы в 1950-х годах привели к политике, предписывающей упаковывать все тела в пластик перед захоронением. Спустя годы выяснилось, что тела не разлагаются достаточно быстро в пластике, чтобы можно было повторно использовать могилы. Кладбища заполнялись с невиданными темпами. Решение - впрыскивание могилы известковым раствором для ускорения разложения - в конечном итоге было обнаружено работником кладбища, который взял с норвежских властей 670 долларов за участок.
По мере того как пространство заканчивается, бизнес смерти становится крайне доходным, поскольку стоимость умирания растет по всему миру. "Захоронение становится всё более нишевым продуктом или рынком", - говорит доктор Джон Тройер из Центра по изучению смерти и общества Университета Бата.
Эд Кох, бывший мэр Нью-Йорка - города, в котором почти не осталось могильных участков - предварительно приобрел свою могилу в Манхэттене за 20 000 долларов за пять лет до своей смерти в 2013 году. Он назвал это "хорошим вложением" из-за растущих цен.
В Гонконге, где несколько спешно созданных городских кладбищ поглотили последнее доступное захоронение города еще в 1980-х годах, те, кто все еще способен найти и приобрести частную могилу, могут заплатить за привилегию 30 000 долларов. В качестве альтернативы, средний срок ожидания небольшого места в общественном колумбарии составляет пять лет, где хранятся тысячи урн с кремированными прахами.
В некоторых лондонских районах те, кто не может оплатить захоронение (в настоящее время оно стоит около 4500 фунтов и продолжает расти), захоронены на нескольких уровнях под землей, в стиле викторианцев. Но без долгосрочных общественных решений по поводу кризиса в захоронениях местные власти могут оказаться перед необходимостью передачи проблемы частным компаниям.
Но кремация создает столько же проблем, сколько и решает. В обеих странах урны по-прежнему склонны к захоронению на кладбищах, и хотя многие позволяют семьям захоронить более одной урны на одном участке могилы, они все равно занимают значительное пространство - навсегда. Кремация также влечет за собой увеличение экологических проблем: это энергоемкий процесс, и сжигание зубных пломб в настоящее время составляет 15% ртутных выбросов в Великобритании. (Один из потенциальных альтернативных методов, "резомация", при котором тело химически разлагается на пепел и нетоксичную сточную воду, в настоящее время законно только в нескольких штатах США, несмотря на то, что он обсуждается в Великобритании и некоторых других европейских странах уже много лет.)
Хотя все больше людей выбирают "зеленые захоронения" - которые обычно включают захоронения на лугах и в лесных участках, в биоразлагаемых пеленах или гробах из картонных коробок или бананового листа - другие обдумывают роль кладбищ в наших городах и что это означало бы, если бы мы их потеряли совсем.
Эксперты говорят о не слишком далеком будущем, где огромные частные кладбища на окраинах городов размещают арендованные на короткий срок могилы, и захоронения все больше и больше напоминают субсектор сегодняшнего рынка недвижимости. Местоположение и долгосрочное использование могли бы стать привилегией богатой городской элиты, в то время как те, кто не в состоянии платить по тарифам, обнаружат, что их смертные останки разделены от остальных членов семьи или перемещены на менее привлекательные места - настолько, насколько кто-то может платить за аренду.
В Японии крупные компании, такие как Panasonic, уже покупают корпоративные зоны в пределах кладбищ для некоторых своих сотрудников. В Куала-Лумпуре и нескольких азиатских городах, где кремация - строгая культурная норма, отсутствие места и необходимость места, где семьи могут прощаться с умершими, привели к изобретению гигантских механизированных колумбариев, где хранятся тысячи урн, которые можно извлечь с помощью электронной карты. Одна частная компания, Nirvana, может похвастаться 12 такими местами в Малайзии, Сингапуре и Индонезии и планирует их еще больше - но они все равно распроданы. Новые альтернативы нужны срочно.
Среди борьбы за размещение городских мертвецов гонконгская дизайнерская студия разработала прототип оффшорного кладбища-колумбария под названием "Плавающая вечность", которое может вместить 370 000 урн в море. В Осло же на конкурсе дизайна кладбища особое внимание было уделено одному студенческому проекту - кладбищу-небоскребу, который поднимался бы на сотни метров в небо и включал бы места для гробов, урн, крематория и компьютерной мемориальной стены.
С границей между нашей виртуальной и физической жизнью все больше сливаются, технологии, безусловно, будут играть все более важную роль и в смерти. В Канаде новые "зеленые" кладбища Калгари предложили использовать GPS-координаты и карманные спутниковые устройства вместо надгробных камней, чтобы помочь посетителям найти могилы. В Японии компания I-Can Corp предлагает потомкам онлайн-посещения виртуальных кладбищ, где они могут налить виртуальную воду или зажечь виртуальный фитиль, вместо того чтобы путешествовать на длинные расстояния, чтобы посетить могилу лично.
Власти Гонконга пошли еще дальше, создав сеть социальных сетей виртуальных кладбищ, предназначенную для семей, которые были вынуждены кремировать прах своих родственников - из-за отсутствия места в городе - и поэтому больше не имели физического места, куда бы они могли приходить поклоняться.