"Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"
Иван Ефремов: "Час быка"
В статье Сергея Худиева: "Разве не религия — причина всех войн?", меня удивил вывод автора: "Итак, причина войн, на глубинном уровне — человеческий грех, на более поверхностном — конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом". Что значит "потом" (sic!), когда "человеческий грех" и есть самое что ни на есть религиозное понятие!? Да и потом, согласно христианским представлениям, первая война была на "небе". То есть, первая война произошла ДО "человеческого греха". Интересно отметить, что в иудейской и мусульманской традиции Бог простил Адаму этот человеческий грех. В иудаизме Адаму было назначено со скорбью и в поте лица питаться во все дни жизни его от земли, которая "проклята за него".
Согласно библейскому Пятикнижию, источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Книга Бытия усматривает причину греха не в природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы (Быт. 3:1–13). Человек способен и обязан преодолеть влечение к греху (Быт. 4:7). Он обладает свободой выбора между добром и злом (Втор. 30:15, 19) и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Грех влечет за собой наказание, воздержание от греха — награду (Втор. 30:17–20). Упорствование в грехе возбуждает гнев Божий и ведет к гибели грешников (Быт. 6:5–7); в праведности — спасение от гибели (Быт. 6:17–18, 7:1). В Пятикнижии часто встречается указание на то, что "Бог взыскивает за вину отцов с детей" (Исх. 20:5; 34:7; Чис. 14:18 и др.), однако там же встречается и утверждение исключительно личной ответственности за грех (Втор. 24:16), получившее позднее развитие в пророческой литературе (Иер. 31:29–30; Иех. 18:2–20).
В трактате Марка Туллия Цицерона: "Об обязанностях" читаем: "Для человеческой природы более всего подходит всё истинное, простое и искреннее, включая и стремление главенствовать. Человек, хорошо одарённый от природы, соглашается повиноваться человеку либо наставляющему, либо обучающему его, либо справедливо и законно повелевающему им для общей пользы… Существуют два способа разрешать споры, один — путем обсуждения, другой — силой, причем первый свойствен человеку, второй — диким зверям. Ко второму обращаются тогда, когда воспользоваться первым невозможно. При этом понятие справедливой войны было строжайше определено уставом римского народа. Справедливой может быть такая война, которую ведут после предъявления требований".
В трактате "О войне" Карл Клаузевиц писал, что "война есть ничто иное, как продолжение политики с привлечением иных средств". Главное тут не в "иных средствах", а в "продолжении политики". Война в широком смысле – это форма прямолинейного, грубого, насильственного преодоления сопротивления некому политическому проекту одной из сторон.
Я солидарен с Иваном Алексеевичем Сафранчуком (директором Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России):
Сегодня мы находимся в активной динамике событий. Мы действуем в текущей логике, отмотать назад уже невозможно. Либо мы должны дойти до стадии, когда какая-либо из сторон победит, либо динамика «выдохнется». Карл фон Клаузевиц предупреждал, что не надо находиться в плену духа войны и отдаваться довлеющей динамике и логике событий. Часто цитируют его изречение: «Война есть продолжение политики иными средствами», понимая его как «для достижения целей хороши все средства». В оригинале имелось в виду другое: если вы ведете военные действия, то не должны забывать о политических целях, ради которых в это ввязались. Необходимо сохранять понимание, зачем все это начали и куда хотим прийти.
Всё так. Но, стоит помнить самое главное - политика, в свою очередь, есть продолжение экономики!
И последнее. Вызываемые войнами людские и материальные потери, парадоксальным образом, многократно стимулируют развитие науки, техники, технологий. Это общеизвестный факт. Но, с другой стороны, неотвратимо приближает человеческую цивилизацию к окончательной гибели.
Но как бы там ни было: "грех за человеческие страдания возлагается прежде всего на тех, кто развязывает войну, - на честолюбивых политиков, неудачливых дипломатов, жаждущих наживы собственников, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления", - справедливо пишет А. Байдуков.