Народный артист Азербайджана оперный певец Эльчин Азизов в этом году представляет российским зрителям сразу две новые концертные программы: «Опера без бабочки» и «Песне моей поверь». В одной певец и участник команды КВН «Парни из Баку» соединяет оперу и юмор, в другой обращается к творчеству легендарного земляка Муслима Магомаева.
БАКУ: Эльчин, вы пришли в оперу в 30 лет, в довольно зрелом возрасте. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы позднего дебюта?
ЭЛЬЧИН АЗИЗОВ: В общем-то редкий певец начинает заниматься классическим оперным вокалом после 30. Можно назвать всего несколько человек, которые, дебютируя в таком возрасте, достигали серьезных успехов. Среди плюсов возраста отметил бы целеустремленность. Я, например, ставил себе определенные задачи: познать оперное искусство как можно быстрее, форсированно занимался вокалом, пытался овладеть той или иной техникой.
Что касается минусов... Какие-то партии уже не споешь, какие-то роли уже не сыграешь. У каждого певца есть свой вокальный отрезок жизни, назовем его так. Дай Бог, конечно, по максимуму всем вокалистам здоровья и звучания. Но понимание, что в начале творческого пути сам у себя украл годы, в течение которых мог бы петь, присутствует. И все же я вижу гораздо больше плюсов в возрасте, потому что зрелость дает уверенность, ответственное отношение к делу. В моем случае, безусловно, помог и опыт КВН, и первое образование – режиссер кино.
БАКУ: Ваша новая программа «Опера без бабочки» подается как оперный концерт-стендап и состоит из арий и рассказов о закулисной жизни. Как эта идея появилась? Сочетание классической музыки и юмора имеет ведь довольно богатую историю.
Э.А.: Безусловно, номеров, где оперное искусство переплетается с юмором, очень много. Но дело в том, что решиться на трехчасовой концерт – сложная задача. Говорить и петь со сцены столько времени если не вредно, то из-за большой нагрузки на связки и голос безумно тяжело. Но иногда, как показал вечер в театре «Геликон-опера», подобные эксперименты приносят колоссальное удовольствие. Потом, правда, я несколько дней приходил в себя, но оно того стоило. Рад, что удалось связать два таких непохожих жанра. Мне всегда хотелось поговорить со зрителем, я даже просил иногда делать в зале свет ярче, чтобы видеть людей и общаться с ними напрямую. С уверенностью могу сказать, что проект получился и полюбился зрителям, и уже 26 мая я планирую повторить «Оперу без бабочки» на сцене театра «Геликон-опера».
БАКУ: Последние годы предпринималось немало попыток популяризировать оперу. Как считаете, эти усилия приносят результаты? И каким будущее оперы видите вы?
Э.А.: Опера в том виде, в котором существует сейчас, появилась более четырех веков назад, благополучно существует, развивается и, уверен, будет существовать очень долго. Потому что это вечное искусство. Учитывая век, в котором мы живем, достаточно стремительный, технологичный, думаю, что ее надо немного адаптировать под сегодняшние скорости. Мы живем во время, в котором искусство, существующее в одной плоскости, к сожалению, может быть неинтересно. Нужно устраивать некую мультиисторию, чтобы человек видел, слышал, осознавал, ощущал. Чем больше мы сможем дать зрителю, тем большего эффекта добьемся. Конечно, я понимаю, что опера – искусство не для всех. Это нормально, благо в музыкальном искусстве есть разные виды, жанры и направления. Кому-то близко одно, кому-то – другое. Я получил массу отзывов от людей, впервые оказавшихся на оперном концерте-стендапе, в котором звучали исключительно классические произведения из моего репертуара. И было приятно читать: «…рады, что наше знакомство с оперой началось именно таким образом». Надеюсь, открыв для себя потрясающий мир музыкальной классики, кто-то из зрителей продолжит с ней знакомство.
БАКУ: В 1990-х вы участвовали в команде КВН «Парни из Баку» и в одном из фирменных номеров пародировали Лучано Паваротти.
Э.А.: Да, номер был действительно легендарным (я пел за тенора, при том что сам баритон). Для меня «Три тенора» стали еще и пророческими... Когда спустя годы отправлял друзьям по команде свои фотографии с Пласидо Доминго, испытывал невероятный трепет. Мне посчастливилось поработать с великим тенором и как с коллегой по сцене, и не раз на моих спектаклях он стоял за дирижерским пультом. Безумно хотелось как-нибудь показать Пласидо наш номер, но я не знал, поймет ли он юмор и как вообще объяснить, что такое КВН… Такой вот судьбоносный получился момент. Именно благодаря КВН я сформировался таким, какой сейчас.
БАКУ: Вы учились на режиссера кино в Азербайджанском государственном университете культуры и искусств. Этот опыт помог в карьере певца? Есть мнение, что оперное пение больше схоже с актерской работой. Согласны ли вы с этим?
Э.А.: Каждый раз, когда берусь за новую партию или персонажа, детально продумываю драматургию, жесты, пластику. Конечно, это больше режиссерская работа, так что да, опыт помогает. Приступая к новой роли, сначала занимаюсь «поглощением» партии, то есть разучиваю ее, затем выхожу на репетиции и работаю с режиссером, делюсь своими мыслями о персонаже. Не скажу, что они всегда схожи с видением постановщика, но чаще мы все же совпадаем. За многие годы как-то получалось и сохранить свои интересные задумки, и при этом делать то, что просит режиссер.
БАКУ: Другая ваша сольная программа этой весны – «Песне моей поверь», состоящая из песен Муслима Магомаева.
Э.А.: Проект родился в прошлом году на съемках программы «Квартирник у Маргулиса» на НТВ, когда мы вспоминали Муслима Магометовича. Мне посчастливилось собрать блистательных эстрадно-джазовых музыкантов, эфир получился невероятно трепетный, пришло огромное количество отзывов – в социальных сетях мне писали буквально со всех концов света.
Вы даже представить не можете, насколько важно это было для меня. Ведь прежде я не обращался к творчеству великого земляка, хотя всегда хотел к его наследию прикоснуться. Сравнивать было бы неправильно, но я исполнил и пережил эти песни так, как чувствую сегодня, своим голосом. Я был честен перед зрителем, и зритель это, надеюсь, почувствовал. В концерте звучат композиции не только из репертуара Муслима Магомаева, с которым я, к сожалению, не был лично знаком. Добавились песни, которые я люблю, а также те, что исполнял на телепроекте «Маска» на НТВ.
Концерт будет интересным, я жду своего зрителя, с которым буду делиться не только любимыми песнями, но и, наверное, собой. Потому что на оперной сцене, проживая ту или иную роль, исполняя ту или иную партию, я обращаюсь к публике от имени персонажа. А в новом проекте песни исполняю я, Эльчин Азизов, и мне это доставляет колоссальное удовольствие.
БАКУ: Вы не раз упоминали, что в вашей певческой карьере большую роль сыграл Полад Бюльбюльоглу. Кого еще можете назвать своими учителями?
Э.А.: Уже около 30 лет я с гордостью называю Полада Бюльбюльоглу своим старшим другом и наставником. Он, действительно, одним из первых заметил меня еще в КВН и настаивал, чтобы я продолжал заниматься вокалом. Конечно же, всегда с ним советуюсь, делюсь замыслами и проектами. Для меня большая честь, что Полад Бюльбюльевич присутствовал на концерте «Опера без бабочки» и высоко его оценил. Что касается других учителей… Мне посчастливилось заниматься у замечательных педагогов и в Европе, и в Азербайджане, и в России. Всегда с огромной любовью вспоминаю рано ушедшего Азада Алиева – потрясающего музыканта, дирижера, который помогал мне делать первые шаги в классическом вокале. Конечно же, нельзя не вспомнить Галину Павловну Вишневскую, которая сыграла важную роль в моей оперной карьере. Безусловно, это и Бадри Майсурадзе, потрясающий тенор и мой педагог в Центре оперного пения Галины Вишневской, – он сейчас возглавляет Тбилисский театр оперы и балета. Наши отношения давно переросли в дружеские. Бадри не раз повторял фразу, которая с некоторых пор очень важна и для меня: «Невозможно подобрать ключ к каждой двери». У меня ведь у самого уже есть ученики.
Педагог – вещь удивительная! Можно годами искать своего учителя по всему земному шару, а он окажется буквально у тебя за стенкой. Педагог – не только наставник, но и друг, человек, который чувствует, что происходит с его учеником, в его душе и голове. Могу сказать, что мне с педагогами очень повезло.
БАКУ: В вашем репертуаре легендарные партии самых известных опер. Какая из них далась сложнее всего? Какая самая любимая?
Э.А.: Так уж повелось: прежде чем приступить к работе над той или иной партией, мне нужно влюбиться в музыку, в своего героя, поэтому все партии, которые исполняю, для меня дороги. А сложнее всего дался Риголетто – это настоящая драматическая роль, в ней нужно идеально или близко к тому владеть голосом. Самое трудное здесь – распределить силы, чтобы хватило энергии и голоса допеть оперу до конца достойно. Я периодически откладываю партию Риголетто, затем возвращаюсь к ней. Верди – неповторимый композитор, один из моих любимых.
БАКУ: Вы неоднократно выступали на лучших оперных сценах мира, от Большого театра до Метрополитен-оперы. Постоянные перелеты, смены часовых поясов – легко ли адаптируетесь? Возвращаясь в родной Баку, замечаете ли изменения в городе и как их воспринимаете? Стоит ли бакинцам ожидать ваших специальных концертных программ в этом году?
Э.А.: Безусловно, есть определенное неудобство в постоянных передвижениях, но плюсов гораздо больше. В первую очередь безумно интересно видеть новые города и страны, общаться с людьми, делиться с ними своим пониманием музыки. И это перевешивает дискомфортные моменты, связанные с переменами места жительства и прочими бытовыми мелочами.
В Баку с удовольствием приезжаю всегда, когда получается вырваться. И всякий раз поражаюсь, какими темпами растет он ввысь и вширь. Безумно приятно, как в моем любимом городе сохраняют историю и при этом строят красивые здания, разбивают новые парки, открывают театры. Радостно слышать, как люди взахлеб рассказывают о своем первом посещении Баку, видеть в их глазах восторг. Баку – потрясающий город, и я знаю, что меня там ждут. Уже в начале мая я приеду с сольным концертом «Песне моей поверь» и с огромным удовольствием встречусь с любимым зрителем!
Читайте еще:
У каждого свое кино: интервью с режиссером Родионом Исмаиловым
И не было лучше дома: Анна Ибрагимбекова – о Центре творчества Максуда Ибрагимбекова
Текст: Илья Миллер