Существует ли процедура возврата или зачета платы за размещение отходов, которые впоследствии были извлечены из объекта размещения отходов?
Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 данного Федерального закона, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 16.5 ФЗ «Об охране окружающей среды» излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Следует отметить, что в настоящее время Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Приказом Росприроднадзора от 20 июня 2019 г. № 334 (далее – Порядок).
Согласно п. 6 Порядка заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
При этом к заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Согласно п. 12 Порядка принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
В соответствии с п. 13 решение территориального органа Росприроднадзора об отказе в зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы может быть оспорено лицом, обязанным вносить плату, в судебном порядке.
При этом важно отметить, что согласно с п. 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет или подразделением судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что возврат или зачет платы за размещение отходов, которые впоследствии были извлечены, может осуществляться через процедуру, закрепленную в Порядке и подразумевающую направление в Росприроднадзор заявления о зачете или о возврате платы.
При этом в случае извлечения отходов из объекта размещения отходов заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) платы может быть подано в течение трех лет с момента внесения такой платы.
Специальный срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченной (взысканной) платы бюджетным законодательством не предусмотрен, однако при рассмотрении соответствующих заявлений должностные лица Росприроднадзора учитывают общий срок исковой давности (3 года), закрепленном в Гражданском кодексе РФ.