Хотя ученикам редко нравятся экзамены, они играют важную роль в процессе образования; проверки мотивируют учащихся достигать более высокого уровня знаний. Подобным образом испытания, с которыми мы сталкиваемся в жизни, могут расширить наше понимание Бога. Они могут помочь нам углубить веру в Него.
БОЖИЙ НАРОД ИНОГДА ПРОХОДИТ СУРОВЫЕ И НЕОЖИДАННЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Аврааму и Сарре трудно было поверить, что Бог даст им сына обетования в старости (Быт. 16:1-6; 17:1, 4-8, 15-19; 18:1, 2, 9-15). Еще большее испытание веры состоялось, когда Исаака, тогда еще подростка, Бог велел Аврааму принести в жертву на горе Мориа (Быт. 22:1, 2). К тому времени вера и послушание Авраама так окрепли, что он был готов пожертвовать сыном. Он верил, что, если он сделает это, Бог воскресит Исаака из мертвых (Евр. 11:17-19). Поэтому, как бы ни было тяжело, Авраам поднял нож и уже собирался вонзить его в грудь своего сына, когда ангел остановил его в самый критический момент (Быт. 22:9-18).
Другие примеры божественного испытания связаны с израильтянами. В отличие от Авраама, они часто проваливали экзамены, проявляя отсутствие веры, непокорность Богу и нарушение завета Десяти заповедей, который они поклялись исполнять (Исх. 24:1-8). Моисей сказал: «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет» (Втор. 8:2). В этом-то вся трагедия ветхозаветной истории, что Бог многократно испытывал веру и послушание израильтян, а они с треском проваливали испытание. (Псалом 77 много говорит о провалах израильтян).
В рассказе об Иосифе мы видим, что Бог иначе подошел к испытанию, чем когда испытывал Авраама и Моисея. С прежними героями веры Бог разговаривал напрямую, а они уже передавали Его весть своему народу. Однако с сыновьями Иакова Бог лично не разговаривал, но, испытывая братьев Иосифа, действовал по провидению через исторические обстоятельства. Господние испытания во всех этих случаях имели искупительную цель, но истории развивались по-разному.
Что касается Авраама, Моисея и Израиля, то суровые испытания призваны были углубить их веру и преданность Богу и привести их к послушанию. История Божьего народа в Новом Завете следовала такому же образцу, когда вера и послушание христиан испытывались гонением со стороны иудейских и римских властей. Первым обращенным в разных местах и исторических обстоятельствах противостояли разъяренные толпы (см. Деяния, 2 Коринфянам, Филипийцам, 2 Тимофею, Откровение). Это были страшные испытания, и Иаков, брат Господень называл это «испытанием вашей веры», которое «производит терпение» (Иак. 1:3). Иными словами, испытания являются средством укрепления характера; они производят непоколебимость перед лицом оппозиции. Каким бы тяжелым ни было испытание, оно может привести к христианской зрелости.
В книге Бытия рассказывается, что сыновьям Иакова противостояли и устраивали испытания не языческие власти или толпы иноземцев, а сам Иосиф, который стал божественным орудием испытания его братьев, чтобы произвести покаяние и примирение всей семьи Иакова. Это приведет к тому, что они, в конечном итоге, поверят Божьему обещанию, которое он дал Аврааму, и переселятся в Египет (Быт. 15:13-16), где смогут жить и умножаться до времени исхода. Когда братья возвратились в Египет, египетский правитель (Иосиф) приветствовал их и пригласил в свой дом на пышный обед (Быт. 43:31-34). Наверное потому, что братья «пили с ним вволю» (Новый Русский Перевод), они потеряли бдительность. Возможно, поэтому они не заметили, как дворецкий Иосифа наполнил их мешки зерном, вернул их деньги и положил серебряную чашу в мешок Вениамина (Быт. 44:1, 2). Когда после ночного отдыха братья отправились обратно в Ханаан, они думали, что все хорошо. Они купили много зерна, Симеон был освобожден из заключения и Вениамин шел с ними. Они предвкушали радость отца и всей семьи по поводу их успешного путешествия.
Едва они вышли из города, как начальник дома Иосифа догнал их и обвинил в краже. Он сказал, что за гостеприимство его господина они отплатили злом, украв его чашу для гадания (Быт. 44:4, 5). Это было серьезное обвинение. Согласно суеверию, эта чаша была нужна визирю, чтобы разглядеть правильный совет фараону в важных государственных вопросах. Разумеется, братья настаивали на своей невиновности и даже согласились, что тот, у кого обнаружится серебряная чаша правителя, достоин смерти, а остальные будут рабами его господина. Такая экстремальная клятва была ошибкой, но на этих людей, наверное, произвел впечатление скоропалительный зарок их отца Лавану. Он обещал предать смерти того, кто украл домашних богов Лавана, не зная, что это Рахиль спрятала их под свое седло (Быт. 31:32). Поскольку их не нашли, Рахиль избежала наказания.
Однако серебряная чаша была найдена в мешке Вениамина, хотя он и не брал ее. Ему и братьям пришлось вернуться в город и предстать перед судом египетского правителя. Хотя виновником кражи чаши представлялся Вениамин, дворецкий лишь частично согласился с суждением братьев. Он смягчил наказание, сказав, что сделает рабом виновного, а невиновные будут свободны (Быт. 44:10).
БОЖЬИ ИСПЫТАНИЯ МОГУТ ВЫЯВИТЬ ПАГУБНОСТЬ ГРЕХА, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ К ПОКАЯНИЮ И ПРИМИРЕНИЮ
Поиск серебряной чаши начался с мешка старшего брата и закончился мешком младшего. Это, наверное, изумило братьев (Быт. 43:33; 44:12), но в ходе обыска их реакция сменилась отчаянием и горем. Когда они нагрузили свои мешки на ослов и пошли обратно в город, к дому Иосифа (Быт. 44:13), это шествие, в отличие от радостной утренней процессии, больше напоминало похоронную процессию.
Когда они пришли и склонились перед египетским правителем, он спросил их: «Что это вы сделали? Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно, угадает?» (Быт. 44:15). Этим он дал им понять, что напрасно пытаться обмануть его. К тому времени Иуда уже понимал, что обман бессмыслен, и уже больше не лгал. Он обещал отцу принять на себя ответственность за Вениамина и поэтому взялся говорить от имени всех братьев вообще и Вениамина в частности.
Когда братья возвращались в город, Иуда, возможно, молился Богу о помощи и прощении. Он решил говорить правду, и сказанное им было признанием вины, когда он исповедал свои грехи и грехи братьев. Обнаружилось, что их совесть страдала от сознания вины с самого того момента, как они продали Иосифа в рабство, но что они старались игнорировать это. Более не полагаясь на оправдания и ложь, Иуда заявил: «Бог нашёл неправду рабов твоих». Он признался, что они заслуживают быть рабами правителя (Быт. 44:14-16).
ТЕ, КТО ИСТИННО КАЕТСЯ И ПРИЗНАЕТ СВОИ ГРЕХИ, СТАНУТ ЛУЧШЕ, ИЗБРАВ ДОРОГУ В ЖИЗНИ
Иуда больше не пытался оправдать себя и братьев, но его заявление «Бог нашёл неправду рабов твоих» (Быт. 44:16) имело отношение не только к деньгам в мешках или к обнаружению серебряной чаши. Оно в первую очередь подразумевало грехи, которые они скрывали больше двадцати лет, и особенно ненависть, которая побудила их продать Иосифа в рабство (Быт. 37:4, 8, 26-28). Оно также касалось того страдания, которое они причинили Иакову, заставив его думать, что его сын Иаков мертв (Быт. 37:31-35). Во время своего первого путешествия в Египет они выразили чувство вины, что так поступили с Иосифом и отцом; именно это, кстати, заставило египетского правителя (Иосифа) удалиться в слезах (Быт. 42:21-24).
Тем не менее, перед тем как открыться братьям, Иосиф хотел увидеть их настоящее отношение к Вениамину. Поэтому он сказал, что остальные братья могут вернуться в Ханаан, а Вениамин останется в Египте в качестве его раба (Быт. 44:17). Оставят ли они Вениамина в египетском рабстве так же бессердечно, как продали в рабство Иосифа? Ответ не заставил себя ждать. Как только Иуда услышал этот приговор, он немедленно встал на защиту Вениамина, произнеся трогательную речь. В ней он повторил историю своей семьи, изложив Иосифу факты, которые он уже знал. Однако Иуда подчеркнул любовь Иакова к своему младшему сыну и сказал, что отец непременно умрет, если Вениамин не вернется с братьями из Египта. Испытав братьев таким образом, Иосиф также увидел, что они не верили в виновность Вениамина и не обвиняли его в том, что он якобы является причиной всех этих проблем. Они, похоже, искренне беспокоились о нем и относились к нему с любовью независимо от того, как серебряная чаша попала в его мешок. Если бы их отношение к своему младшему брату было суровым и безжалостным, то они бы не могли удостоиться прощения Иосифа или Бога.
Самым убедительным и трогательным доказательством для Иосифа было поручительство Иуды за Вениамина. Когда-то именно он убедил братьев продать Иосифа в караван торговцев, а вот теперь он был готов оставить своих детей, отца и семью и стать рабом, чтобы только Вениамин возвратился домой к Иакову.
В конце главы 44 будущее Иакова и его сыновей все еще внушает опасение, однако разрешение проблем семьи сразу излагается в следующей главе. Эта часть истории включает в себя покаяние, прощение и открытие двери к новым возможностям для их будущего в земле египетской.
👉🏻 Поиск и бронирование экскурсий (Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081)