Эпоха Романтизма - одна из самых плодотворных в плане литературного и художественного творчества. В это время творили такие великие писатели и поэты, как Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гюго, А. Дюма, Байрон, братья Гримм, Гофман, Стендаль... Из художников наиболее известны Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Фредерик Эдвин Черч...
Это художественное и идейное течение возникло в конце 18 - начале 19 веков в Германии, как противоположность классицизму. На смену холодной рассудочности пришли романтические идеи, патетические настроения, эмоциональные герои. Основными идеями этого направления стали восстановления единства человека и природы, внутренний духовный мир человека, интуитивное восприятие мира, преобладание естественного над привнесенным цивилизацией, гордость за свою историю и народ. На первый план выходят чувства и эмоции.
Волну этих настроений усилила Великая Французская революция, после которой романтизм уже распространился повсеместно, добравшись даже до далекой от европейских событий Америки, дав миру таких мастеров, как Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По. В музыке тоже были композиторы-романтики. Наиболее известные: : Шуберт, Бетховен, Шопен, Брамс, Алябьев, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский.
Представители этого направления интересовались героическими страницами истории, мифами, легендами, экзотическими странами - всем тем, что вырывает человека из серой повседневности и уносит его к высоким идеалам, красивой природе, благородным поступкам и ярким эмоциям.
В Эпоху Романтизма возникли новые жанры: исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, трагикомедия. Эти произведения отличала метафоричность, возвышенность языка и сюжета, смешение смешного и трагичного, участие потусторонних сил, часто - падших ангелов, герои-бунтари.
Человеку свойственно тянуться к свободе самовыражения, необычным ситуациям, героическим временам, возвышенным чувствам и волшебно-прекрасным местам. Именно поэтому романтизм обрел невероятную популярность, которая не уменьшилась до сих пор. Романтики сыграли на тонких струнах человеческой души, позволив каждому на какое-то время представить и ощутить себя своей лучшей версией.
Даже пейзаж в романтизме очень эмоционален. В его основе - видение природы, как единого живого организма, имеющего собственные чувства, и в зависимости от них - согревать и радовать, или гневаться и карать человека.
А какая стихия более эмоциональна в нашем восприятии, чем вода? Все оттенки чувств, от ярости океанского шторма до зеркального спокойствия озерной глади, мы можем увидеть на картинах художников-романтиков.
Человек на этих картинах не царь и бог, а существо, которое, несмотря на явно неравные силы, тем не менее, бросает вызов могучей стихии и нередко выходит из этой схватки победителем. Или просто живет с ней в гармонии, как на картине Альберта Ригера, где маленький хлипкий домик соседствует с бурной и своенравной горной рекой.
Иной же раз человек видит в водной стихии отражение собственных мыслей и душевного состояния, как на картине Каспара Давида Фридриха. Человек на берегу неспокойного свинцового моря, хоть и стоит спиной к зрителю, но мы все равно понимаем, что его душевное состояние под стать настроению природы.
А у нашего великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского отражены, наверное, все состояния и ипостаси моря. Вот уж где эмоции зашкаливают!
Останавливаться на ком-то из художников подробно сегодня не буду, просто хотела полюбоваться вместе с вами замечательными картинами Мастеров, где главным героем является именно эта самая огромная и важная часть нашего мира. Ведь на воду, действительно, можно смотреть бесконечно...