Справка о запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 гг.:
«В 1940 г. комиссией ЦК ВКП(б) запрещены следующие кинофильмы:
1. “Гость”, автор сценария Канторович, режиссер Минкин, постановка киностудии “Ленфильм”. Тема картины – борьба с японским шпионажем. Фильм запрещен потому, что в нем неправдиво изображены советские люди, как люди простоватые, которых легко проводят ловкие японские шпионы.
2. “Закон жизни”, автор сценария Авдеенко, режиссеры Столпер и Иванов, – как клеветнический фальшивый фильм. В картине клеветнически изображена жизнь советского студенчества. Вузовская молодежь, главным образом комсомольцы, выведены опустившимися людьми, устраивающими пьяные орги* напивающимися до галлюцинаций. Фильм “Закон жизни” возрождает арцыбашевщину, проповедует половую распущенность.
3. “На дальней заставе”, автор сценария Пунченок, режиссеры Константинов и Брюнчугин, постановка Сталинабадской киностудии. Картина карикатурно показывает работу наших пограничников. Сюжет картины построен на том, что пограничник, поймав шпиона, не может принять решения, как поступить: идти на заставу или сидеть и ждать случая. По картине выходит: враг, диверсант – человек умный и решительный, а советский пограничник – шляпа, безвольный человек.
4. “Галя”, короткометражный фильм по сценарию Глаголина, режиссер Кошеверова, постановка студии “Ленфильм”. В фильме неверно показывается работа нашего тыла в период войны с белофиннами. В качестве типического примера о жизни тыла изображена мелодраматическая история в семье скульптора, призванного на фронт. Маленькая дочь скульптора становится хозяйкой дома, работает сверх сил, чтобы содержать бабушку.
5. “Преступление и наказание”, автор сценария М. Зощенко, режиссер Коломойцев, постановка Ленинградской студии малых форм. Сюжет картины построен на переживаниях расхитителя общественной собственности, дожидающегося привлечения к ответственности. Этого ждет и его жена. В один из дней, когда муж был вызван к следователю в качестве свидетеля, жена, будучи уверена в аресте мужа, распродает имущество и выходит замуж за другого. Вор остается пострадавшим.
6. “Рубиновые звезды” – автор сценария Ржешевский, режиссер Усольцев, постановка Ташкентской студии. Фильм запрещен как извращающий советскую действительность. Герои фильма – знатные люди страны, орденоносцы, олицетворяющие собой знаменитую семью сталевара Коробова, в фильме показана карикатурно. Изображенная в фильме знатная семья во время поездки в Узбекистан на свадьбу к сыну совершает нелепые, бессмысленные поступки (едет тайно под чужой фамилией, старик-орденоносец переодевается в женское платье и паранджу, занимается глупым трюкачеством). Примитивно показана дружба народов Советского Союза. По картине выходит, что колхозники только тем занимаются, что встречают да провожают начальника пограничной заставы.
По указаниям комиссии ЦК неоднократно в течение полугодия переделывались и до сих пор не приняты фильмы: “Танкер ″Дербент″”– автор сценария Крымов, режиссер Файнциммер, постановка Одесской киностудии. В картине карикатурно изображены моряки торгового флота. Большинство из них пьяницы, некультурные люди, какие-то огарки. Неправильно охарактеризовано стахановское движение в морском флоте. Идея социалистического соревнования между командой танкера “Дербент” и танкера “Агамали” рождается в ресторане во время пьяного кутежа двух команд. Побудительным мотивом соревнования явилась зависть матросов танкера “Дербент” к матросам танкера “Агамали”, хорошо зарабатывающим и устраивающим богатые кутежи. Борьба команды танкера продиктована азартом, узколичными, корыстными интересами, здесь и в помине нет каких-либо общественных интересов.
“60 дней” – автор сценария Кананыкин, постановка студии “Ленфильм”. Картина посвящена важной теме – боевой учебе командиров запаса на учебном сборе, но разрешена тема неудовлетворительно. Организация обучения командиров запаса не соответствует современным требованиям. Кроме последней части в фильме нет никаких признаков, что командиры обучаются в условиях близких к боевой обстановке. В фильме утверждается совершенно неправильное положение, будто бы победа приходит в сражении в результате случая. Тактическое учение разыграно так, что побеждает командир запаса Антонов, который в течение сбора не хотел ничему учиться и действительно не учился.
В 1941 г. запрещены картины:
“Старый наездник” – автор[ы] сценария Эрдман и Вольпин, режиссер Барнет, постановка студии “Мосфильм”. Фильм злопыхательски высмеивает все новое, что принес с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти. Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма, и т.д. Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем.
“Сердца четырех” – авторы сценария Файко и Гранберг, режиссер Юдин, постановка студии “Мосфильм”. Фильм искаженно изображает жизнь советской интеллигенции и командиров Красной Армии, как праздное, беспечное времяпровождение. Положительные герои фильма лишены всяких общественных интересов и замкнуты в кругу своих узколичных обывательских интересов.
Кроме перечисленных картин, Комитет по делам кинематографии вынужден был снять с производства следующие картины:
1.“Политрук Коновалов”, авторы сценария Горбатов и Вершинин, режиссер Арманд, постановка студии “Ленфильм”. В картине неправильно показано взаимоотношение между политруком и командиром в Красной Армии. Принижена роль командира части.
2. “Айна” – автор сценария Мамед Ханлы, режиссеры Бадалов и Саид-Заде, постановка Бакинской студии. В фильме носителем передовых идей в деревне является девушка из единственной не вошедшей в колхоз семьи единоличника.
3. “Разгром вражеской эскадры”, авторы сценария Тарасов и Байдуков, режиссер Птушко. В фильме неправильно изображается роль советской авиации в войне, в частности роль бомбардировочной авиации.
4. “Здравствуй, Владивосток”, авторы сценария Кочерга и Иванов, режиссеры – Френкель и Коломойцев, постановка Киевской студии. Фильм примитивно показывает стахановское движение на транспорте. Борьба против предельщиков показана на примере паровозных бригад, работающих на паровозах устаревшей конструкции.
5. “Фроим Сокол” – Киевская студия. Сценарист Фефер, режиссер Френкель. В фильме искаженно показывается соревнование между еврейским и украинским колхозом. Колхозники-евреи выведены бездельниками, неспособными к работе.
6. “Сын джигита”, автор сценария Б. Ласкин, режиссер Досталь, постановка Ашхабадской киностудии. Картина о конных соревнованиях в Красной Армии. Порок фильма состоит в том, что в нем неправильно показаны отношения между командирами и красноармейцами, как панибратские. Они похлопывают по плечу друг друга, разыгрывают любовные истории и т.д.
7. “Пик молодости” – Сталинабадская студия. Сценаристы – Бух и Береснев, режиссер Кладо".
Зам. начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Д. Поликарпов».
РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 71, л. 159–163.