Сегодня решили вновь погрузится в историю значимых для нашей страны поездов. В нашей студии легендарный поезд №1/2 «Красная стрела»!
История становления на путь
В первый свой рейс «Красная стрела» отправилась из Москвы в Ленинград 10 июня 1931 года в 01ч 30 мин. Правда, изначально состав был красным лишь по названию: вагоны тогда были деревянными и окрашенными в синий цвет.
Появление стрелы было для бедной, разоренной страны особым событием. "Красная стрела" в корне изменила ситуацию на железной дороге, где скорость движения была низка, а опоздания поездов носило массовый характер. Фирменный поезд возродил дореволюционную традицию поездов первого класса.
В обратный рейс "Красная стрела" отправилась 11 июня 1931 года в 1 час 30 минут. На станции Завидово (около 100 километров от Москвы) у одного из спальных вагонов загорелся подшипник, из-за чего поезд пришлось остановить и вагон отцепить.
Несмотря на 30-минутную стоянку на этой станции, опоздание было быстро ликвидировано 100-километровой скоростью на одном из участков пути. В Ленинград поезд прибыл в 11 часов 18 минут 11 июня. Расстояние между Москвой и Ленинградом экспресс прошел за 9 часов 48 минут.
Красным же рейс назвали, потому что он был очень красивым: вагоны отличались от обычных повышенным комфортом.
Также в названии поезда был и символический смысл: красный – значит, революционный.
Следовал рейс со средней скоростью в 70 км/ч, здесь впервые появились вагоны повышенной комфортности «СВ» (спальные вагоны) и вагон-буфет.
Чуть позже время отправления «Красной стрелы» изменилось: из Москвы и Ленинграда они стали отправляться по «зеркальному графику»: ровно в 23.55. И это время так и осталось неизменным, оно сохранилось и до сегодняшнего дня.
Фирменный поезд привлекал пассажиров скоростью и пунктуальностью. В 1930-1940-е годы на нем ездили в основном высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. По личному распоряжению народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича время отправления "Красной стрелы" было установлено в 23 часа 55 минут.
"Красная стрела" долгое время круглосуточно охранялась сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД), а к машинистам, водившим эти составы, предъявлялись особенные требования. Они обязательно должны были иметь первый класс квалификации и безупречно знать технику.
На этих поездах проходило испытание самое современное оборудование своего времени, для них разрабатывались особые, скоростные модели паровозов. Так с 1938 года обслуживали рейсы "Красной стрелы" два опытных паровоза, которые развивали скорость до 150-160 километров в час.
Великая Отечественная война
С начала Великой Отечественной войны (1941-1945) рейсы "Красной стрелы" были прекращены на два года девять месяцев. 24 июня 1941 года поезд впервые за десять лет не отправился в очередной рейс в связи с введением военного положения. Один из составов был поставлен на хранение в депо (96 вагонный сарай, где до Октябрьской революции стоял "царский" поезд) возле Обводного канала в Ленинграде. Другой был эвакуирован на станцию Цивильск Московско-Казанской железной дороги (Чувашия), где дожидался окончания войны.
В блокадном Ленинграде железнодорожники не только надежно укрыли состав, но и бережно спрятали все оборудование фирменного поезда: белье, одеяла, ковры и хрустальные графины.
В конце 1943 года вагоны "Красной стрелы" были возвращены из эвакуации. Они находились в крайне запущенном состоянии: многие детали вагонов подверглись коррозии, краска со стен облезла, пострадал и инвентарь, оборудование. Но железнодорожники, несмотря на отсутствие необходимых материалов, сделали "Красную стрелу" такой же, какой она была до войны. Пригодилось сбереженное довоенное оборудование поездов.
20 марта 1944 года от перрона Московского вокзала в Ленинграде и одновременно с Ленинградского в Москве отправились в первый рейс составы "Красной стрелы" с пассажирами. В пути поезда еще могли атаковать немецкие самолеты, поэтому вереницу вагонов замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами. Составы сопровождали врач, сотрудники милиции и пограничники. "Красная стрела", вышедшая из Ленинграда, через 16 часов прибыла в Москву. По мере восстановления магистрали скорость ее движения постепенно повышалась.
Послевоенный период
После войны «Красную стрелу» первую в стране перевели с паровозной тяги на тепловозную, а затем и на электрическую. Все годы фирменный поезд пользовался повышенной популярностью у людей искусства, чиновников, творческой интеллигенции. И сегодня уютные вагоны не потеряли свой «звездный статус» несмотря на то, что появился более быстрый «Сапсан». Многим пассажирам очень нравится, что в «Красную стрелу» можно сесть вечером, выспаться и утром посвежевшим выйти на перрон.
"Москва! Звонят колокола!"
Кстати, начиная с 1965 года при отправлении и прибытии фирменного поезда на Московский вокзал, по вокзальному радио начали транслировать «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра. Традиция включать музыку на Ленинградском вокзале в Москве появилась гораздо позже, в 90-е годы. Тогда по радио стали крутить песню Олега Газманова «Москва».
С первого дня курсирования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва – Ленинград. И многолетняя история «Красной стрелы» доказала, что железнодорожники сумели успешно справиться с этим вызовом. Большинству пассажиров очень нравится, что вокзалы двух столиц расположены прямо в центре городов и не надо тратить драгоценное время на путь до аэропортов.
Кстати, в 1980 году олимпийский огонь из Москвы в Ленинград был доставлен именно на «Красной стреле».
Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан. В купейных вагонах пассажирам предоставляется свежая пресса, завтрак и санитарный набор (три предмета). В СВ - свежая пресса, завтрак, санитарный набор (пять предметов), видеотрансляции. В вагоне люкс четыре купе, каждый для двух пассажиров, душ, индивидуальные видеотрансляции, а также бесплатный Wi-Fi и заказ такси. Вагоны оборудованы системой климат-контроля, информационным табло, биотуалетами.
Форму для поездных бригад шьют в Москве, а ее дизайн утверждает лично руководство РЖД. Кстати, на «Красную стрелу» попадают только лучшие проводники.
Изучала историю наших коллег #Команда091