Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутичный ребёнок будет работать за еду до конца жизни, или злая нехорошая АВА, которая дрессирует детей.

Я понимаю, что давно не пишу про обучение и шучу на тему, что всё у Гриши "само" происходит. Но... нет. Все же помнят, с чего начался блог? Правильно, с подробного описания методики именно взаимодействия с Гришей. С тех пор очень многое изменилось. Но суть же осталась прежней. Гриша - аутичный человек и нет, его обучение, эффективное с ним взаимодействие не находится в области "мамочка, Вы его отпустите и тогда он даа...." Нет))) Но, в силу того, что уже давно всё написано про суть, может и складываться ощущение, что да, Гриша - просто подросток. Просто с задержкой. Нет. Поэтому хочу напомнить, с чего всё начиналось. И ответить на вопрос: Куда уходят звёзды (поощрения)? Или на что мы в работе с Гришей заменили жетоны (звёздочки)? Кто не знает, в АВА терапии применяются поощрения в виде еды или интересующего ребёнка чего угодно. Главное, чтобы ребёнок выполнял нужные педагогу действия за поощрение. Здесь подробности того, о чём речь: Звёзды: Я знаю, что есть такой страх у родителей,
Оглавление

Я понимаю, что давно не пишу про обучение и шучу на тему, что всё у Гриши "само" происходит. Но... нет.

Все же помнят, с чего начался блог? Правильно, с подробного описания методики именно взаимодействия с Гришей. С тех пор очень многое изменилось. Но суть же осталась прежней. Гриша - аутичный человек и нет, его обучение, эффективное с ним взаимодействие не находится в области "мамочка, Вы его отпустите и тогда он даа...." Нет)))

Но, в силу того, что уже давно всё написано про суть, может и складываться ощущение, что да, Гриша - просто подросток. Просто с задержкой. Нет.

Поэтому хочу напомнить, с чего всё начиналось. И ответить на вопрос:

Куда уходят звёзды (поощрения)?

Или на что мы в работе с Гришей заменили жетоны (звёздочки)?

Кто не знает, в АВА терапии применяются поощрения в виде еды или интересующего ребёнка чего угодно. Главное, чтобы ребёнок выполнял нужные педагогу действия за поощрение.

Здесь подробности того, о чём речь:

Аутизм и школа. Подготовка к первому занятию. Или надежды на лучшее.
Аутизм и школа8 июля 2020

Звёзды:

Очень символично, я считаю.
Очень символично, я считаю.

Я знаю, что есть такой страх у родителей, что а как это? До конца жизни ребёнок будет работать за еду? За жетоны? За звёздочки? Он что больной?

Ну... если мы начали говорить про АВА, то да, Ваш ребёнок болен.

Слыша такие вопросы... я думаю, что люди ещё не знают, что такое дно отчаяние... ибо я бы всё отдала, чтобы Гриша в своё время (2.5-9 лет) работал за еду. Он не работал...

Да, представляете? Маленький ребёнок не работал за еду.

Кто-то сейчас выпрыгнет и скажет, что а вот де собаки работают.

Не-не, не надо лапшу на уши. Я завела собаку, изучила вопрос. И знаю теперь, что есть "не пищевые" собаки, которые ДА, тоже не работают за еду. Они вообще работают. Но не за еду.
Вот Гриша тоже был "не пищевым" ребёнком.

Но это ладно.

Будет ли ребёнок до конца жизни "работать за еду"?

Нет, уходит еда, уходят жетоны, уходят звёздочки. Всё уходит постепенно.

Как у нас ушли звёзды? Длинная история.

Но если кратко.

В начале Гриша получал 5 звёздочек за каждое задание. Материально, в руку ему давали картонную звезду.

Потом он начал их рисовать в расписании. Звёздочки просто куда-то падали, исчезали. А нарисовать можно всегда. Вот он и рисовал.

Постепенно одна звезда рисовалась не за одно задание, а за группу заданий.

Постепенно звезда превратилась в галочку. Выполнил урок, поставил галочку. Всё...

Теперь уже давно ничего не ставит. И даже может работать без расписания. Главное, время. Грише (как и мне) важно знать, сколько времени его будут пытать. Узнал, таймер поставил. А что там внутри урока, не столь важно. Главное, знать, когда это всё закончится.

---

К чему это? К тому, что да, всё уходит, если понимать, в чём роль еды, жетонов. А роль - помочь заниматься ребёнку со слабой эмоционально-волевой сферой. Пока звёзды были нужны (сфера была слабая) - они были, как только их необходимость перестала быть такой яркой (воля окрепла), они начали исчезать. Медленно.

---

Ну и за что работал Гриша? За компьютер, за право смотреть мультики. Он зарабатывал 5 звёзд, это "открывало, включало" мультики.

Этот листок лежал на клавиатуре. Будил Гриша компьютер заработанными звёздами. Не себя)))

-2

Всё. Теперь Гриша работает ни за что.

Теперь Гриша делает уроки за ум, за речь, за "светлое будущее".

Нет никаких поощрений, кроме "ты молодец".

Всё...

Отдельно про это. Шла я к этому целенаправленно. Я надеялась, что, когда пройдёт время (годы) Гриша забудет время, когда уроков не было... И всё.

Так и произошло. Гриша не знает, как это, жить без занятий. Для него уроки - это не школа, не учитель, не что-то временное. Для него это НАВСЕГДА. Он так к этому и относится. И все в доме так к этому относятся.

Мне кажется, это облегчает принятие этого факта, уроков.

Ну и конечно, занятия у Гриши посильны.

Это самый важный момент...

К сожалению, сталкиваясь со школой... ребёнок очень быстро убеждается в собственной ущербности. Родители, между прочим тоже сталкиваются с собственной ущербностью в роли педагогов. И тут уже ничего не поможет и не спасёт.

С Гришей такое не делают.

П.С. Выбрасывала пособия самодельные, которые явно уже всё. И нашла звёзды... которые делала для Гриши 17 января 2019 года. Тоненькие ламинированные чёрно-белые звёзды... Они спасли Гришу. Тоненькие чёрно-белые звёздочки спасли человека.

Поэтому нет. За еду, за звёзды, за что угодно.

П.С. 2. Чьи дети работали за еду, расскажите, как вы уходили от этого. Или по сей день ребёнок лет 12-15 работает за еду?

Если что, я была бы не против, если бы это продолжалось и давало результат. Не проблема работать за еду (все мы за неё в итоге и работаем), проблема не работать... не развиваться, деградировать. Вот проблема.