«Я могу усвоить почти любой род и стиль композиции и подражать им», — написал однажды Вольфганг Амадей Моцарт. И как прикажете это понимать? Мол, могу сымитировать абсолютно всё и вся и примерить парик любого понравившегося мне музыканта? Не слишком ли смелое заявление для 22-летнего виртуоза? Не просто смелое, но и дерзкое. Однако Моцарт имел на это право, ибо сызмальства прекрасно усвоил творческие манеры самых разных авторов. Музыкальный слух великого зальцбуржца был невероятно цепким, и сложно даже приблизительно оценить колоссальный слуховой багаж, которым он обладал. Чем не преминул воспользоваться. Отношение Моцарта к различным первоисточникам менялось на протяжение жизни. В детстве — это образцы для подражания и обучения, позднее — для переосмысления и проявления восхищения к подлинному автору, ещё позже — ради шутки или даже полемики. Вот лишь несколько примеров. 1791 год. Моцарт работает над последней в своей жизни оперой «Волшебная флейта». И, кажется, вспоминает дуэль десят