Скоро лето, и билеты на поезда южного направления активно раскупаются. Пассажиры ФПК и ГСЭ жалуются, что мест нет уже в восемь утра, то есть на этапе открытия продаж, а сайты перевозчиков зависают. При этом чудесным образом билеты стали продаваться на Авито. В РЖД предупреждают, что это – мошенники.
«У людей отпуска, сколько же можно издеваться!»
«Где билеты из Анапы на 15 июля???!!! Как людям планировать отпуск??!! Когда откроется продажа на поезд 239С Анапа – Архангельск на 15 июля, даже с пересадками билетов нет!», — такой гневный комментарий опубликовала на днях Марина, подписчица страницы РЖД в сети «ВКонтакте».
Обычно в середине апреля открываются продажи ж/д билетов на середину июля – за 90 дней до поездки. Зная это, люди в надежде приобрести билеты заранее, открывают сайт РЖД каждый день в восемь утра – и, к своему удивлению, обнаруживают, что билетов на юг уже нет.
«РЖД, нормально напишите, когда конкретно можно будет купить билеты на южные направления? Не отвечайте “следите за обновлениями”. У людей отпуска, брони в гостиницах!!!! В отпуске каждый день дорог, а из-за вас приходится сидеть и думать: переносить отпуск или нет. Сколько можно уже издеваться!!!!» – возмущается Олеся на той же странице РЖД в «ВК».
Другой подписчице, Татьяне, не удалось купить билеты до Новороссийска на 15 и 16 июля. Обратившись к сервису Авито, она с удивлением обнаружила, что некие частные лица предлагают выкуп билетов на юг во время старта продаж. В объявлении было сказано, что забрать их можно по вотсапу, электронной почте или в кассе вокзала. И подобных объявлений на сайте немало.
Татьяна обратилась с закономерным вопросом к РЖД: «Сотрудники кассы бронируют билеты и их продают с наценкой?! Или как вы можете это объяснить?» К своему посту подписчица прикрепила скриншот объявления на Авито: из него следует, что стоимость услуги по продаже ж/д билетов – 2 тысячи рублей за билет, при этом нужна предоплата в 200-500 рублей.
Раскупили или скупили?
В РЖД быстро откликнулись на пост о мошеннической схеме. В своем комментарии представитель компании объясняет: все билеты на поезда дальнего следования именные и оформляются на данные конкретного человека.
«Перепродать билет другому человеку невозможно, переоформить данные с одного гражданина на другого нельзя, – уточняет представитель РЖД. – Любые подобные объявления могут носить мошеннический характер. Просим не откликаться на них и не распространять о них информацию, чтобы другие пользователи не попали на недобросовестных продавцов».
Но совсем нетрудно понять: перекупщики приобретают билеты на данные пассажира, который сам же их и предоставляет, парирует Татьяна. «Только это может объяснить то, что невозможно купить билеты даже на старте продаж в 8:00», – пишет она.
Информацию о том, что все билеты проданы еще на старте продаж, подтверждает Игорь в «ВК»:
«У нас за полсекунды нет билетов. Они не раскупаются, а РЖД их просто даже не выкладывает. Говорят, что “все билеты раскупили”… РЖД, вы издеваетесь над людьми и делаете это намеренно».
На такие гневные посты о дефиците билетов в РЖД реагируют скупо, рекомендуя «следить за обновлениями при поиске билетов».
Мы также попробовали приобрести билеты на 15-16 июля на сайте РЖД на популярные южные направления. Результат оказался схожим: на поезда Москва – Анапа, Москва – Адлер и Москва – Новороссийск система выдала лишь места для инвалидов и при этом несколько раз зависала.
То же и с билетами на юг из Петербурга: на поезд Санкт-Петербург – Адлер есть в лучшем случае боковые места, купейные практически раскуплены. На поезд Санкт-Петербург – Анапа на 15 июля остались только 2 места в купе для инвалидов, на 16 июля – всего 3 места в купе в разных вагонах, все – около туалета.
Частный не значит доступный
А что же частные перевозчики? Может, хотя бы у них дела обстоят получше?
Увы, на сайте компании «Гранд Сервис Экспресс» – единственного перевозчика в Крым – билетов на середину июля также практически не оказалось. Точнее, они единичны и не делают «погоды»: понятно, что семья из двух-трех и более человек не может купить разрозненные билеты в один вагон и тем более в разные вагоны. А именно такие места – немного плацкартных и единицы купейных – остались в продаже на поезда Москва – Симферополь, Москва – Севастополь, Москва – Евпатория на 15-16 июля. Ровно такая же ситуация и с поездами, идущими в Крым из Петербурга.
Разгневанные пассажиры ГСЭ оставили в Телеграм-канале компании более 1,3 тысяч сообщений.
«Ценник по сравнению с прошлым годом вырос в два раза, а купить билеты в этом году почему-то проблемнее, чем в прошлом году. Почему? – спрашивает Ольга. – Или зря вы сделали 90 дней? Или где-то эти билеты «осели», а потом перед выездом их сдадут, и как вы писали, штраф 2 рубля 90 копеек?»
«Сегодня не смогли купить билеты, – жалуется еще одна пассажирка ГСЭ, Елена. – Почему не ставят бронь, пока идет оформление? Что значит, кто первый оплатил, тот и победил?»
В свою очередь, компания ГСЭ сообщила, что действительно зафиксировала рост количества обращений о невозможности купить билеты в пиковое время – около 8:00 мск, когда открываются продажи на большинство поездов. Надо отдать ГСЭ должное: в отличие от РЖД и ФПК, она реагирует на проблемы с билетами более гуманно. Компания в своем ТГ-канале подробно разъясняет пассажирам причины сбоев и дает дельные советы. Те же советы, к слову, действенны и в отношении поездов ФПК. С той только разницей, что она их пассажирам почему-то не дает.
Советы отчаявшимся
Например, ГСЭ рекомендует заранее зарегистрировать личный кабинет на сайте grandtrain.ru, добавив профили пассажиров, для которых предстоит приобрести билеты. И до открытия продаж прикинуть, на какой поезд и маршрут вы собираетесь взять билеты.
Стоит подумать и об альтернативных маршрутах или поездах, если на выбранный вами поезд не будет мест. Например, по маршруту Симферополь – Москва ходит больше поездов, чем по маршруту Симферополь – Рязань. А по маршруту из Джанкоя в Петербург – больше поездов, чем из Симферополя.
Если в процессе покупки билета возникли ошибки, можно повторить процедуру из другого браузера или устройства, советует перевозчик и уведомляет, что у него есть мобильная версия сайта.
Для оплаты билета ГСЭ рекомендует использовать Систему быстрых платежей: через СБП оплата билета проходит быстрее. Кроме того, купленные с использованием СБП билеты проще сдать: возврат денег обычно осуществляется моментально.
«Если билеты на нужную вам дату закончились, воспользуйтесь альтернативными поездами, маршрутами с пересадкой, а также попробуйте купить билет на другой день недели, – рекомендует ГСЭ. – Билеты из Ростова-на-Дону, Адлера, Волгограда или Минеральных вод (в трех последних городах работают аэропорты) обычно проще купить, чем из Москвы или Петербурга. Спрос повышается к выходным дням, а также в начале и середине месяца».
И наконец, не стоит забывать: билеты могут появляться в продаже вплоть до даты отправления. Компания заверяет: она старается увеличивать количество поездов и вагонов по мере роста спроса, и напоминает: часть пассажиров отказываются от поездок и сдает билеты.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.