Найти в Дзене

"Копейка" отпраздновала свое 54-летие

В минувшую пятницу, 19 апреля, исполнилось 54 года с того момента, когда с конвейера АвтоВАЗа сошёл первый экземпляр легендарной советской модели ВАЗ-2101, которую в народе прозвали «Копейкой» или «Жигулями». Это событие имеет значение не только для самого завода, но и для всего российского авторынка, ведь эта машина стала важным вкладом в развитие автомобильной культуры СССР.

В 1970 году на заводе в Тольятти был выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101. Изначально произвели всего шесть машин, две из которых были синего цвета, а четыре — вишнёво-красного, что отсылает к расцветке флага РСФСР.

Создание ВАЗ-2101 потребовало значительных усилий и инноваций для того времени. В отличие от нынешней тенденции копировать иностранные модели, Волжский автомобильный завод (ВАЗ) выбрал путь существенных модификаций. Было внедрено более 800 различных изменений, включая усиление кузова и подвески для адаптации к местным дорогам. Дорожный просвет был увеличен с 130 до 175 миллиметров, а вес увеличился примерно на 100 килограммов. Примечательно, что двигатель ВАЗ-2101 отличался от аналога Fiat-124 и получил конструкцию с верхними клапанами, увеличенным расстоянием между цилиндрами и расширенными возможностями для тюнинга.

-2

Экземпляры ВАЗ-2101 привлекли внимание не только своими техническими характеристиками, но и участием в национальном конкурсе названий, организованном журналом «За рулём». Одно из предложенных названий — «ВИЛ-100» — было данью столетию со дня рождения Ленина. Вместе с появлением автомобилей «Жигули» в СССР начали производить новые виды нефти и бензина, инновационные пластмассы и ранее неизвестную охлаждающую жидкость «Тосол».

В 1971 году состоялся международный дебют «Жигулей» ВАЗ-2101, когда была отправлена первая экспортная партия. В том же году советские гонщики добились большого успеха, завоевав «Серебряный кубок» в ралли Tour d’Europe на трёх автомобилях ВАЗ-2101.

Развитие серии ВАЗ-2101 привело к созданию экспериментальных версий, таких как ВАЗ-21018 с роторно-поршневым двигателем мощностью 120 лошадиных сил. Этот автомобиль стал вершиной модельного ряда «Жигулей». В 2000 году ВАЗ-2101 был признан «Русским автомобилем века» в опросе журнала «За рулём», наряду с легендарными советскими моделями ГАЗ-21 «Волга» и Lada 110.

В период с 1970 по 1988 год автомобили «Жигули» ВАЗ-2101 претерпели множество изменений, в результате чего их общее производство достигло 4,8 миллиона единиц. Его ближайшим аналогом в массовом производстве СССР был ВАЗ-2106, который за свою историю выпустил 4,3 миллиона экземпляров.

Авто
5,66 млн интересуются