В июле 1941 года в деревне Едвабне, которая когда-то принадлежала Польше, затем отошла к СССР и стала частью Белорусской ССР, произошло страшное событие - еврейский погром.
- На фоне отступления Красной Армии в деревню вошли немецкие военные, и началась бойня.
- Удивительным образом, сами поляки, жившие в Едвабне, стали одними из главных исполнителей этого ужаса. Они убивали евреев, не пренебрегая никакими жестокостями.
По свидетельствам очевидцев, перед смертью евреев подвергали пыткам - выкалывали глаза, забивали палками с гвоздями. Как если бы это было мало, около полуторы тысячи человек были загнаны в овин и сожжены заживо. Это был не только акт массового насилия, но и акт абсолютной бесчеловечности, который оставил отпечатки на судьбе местного еврейского населения.
В 2000-2004 годах в Польше разгорелось огромное обсуждение исторических событий, связанных с трагическими событиями времен Второй мировой войны. Активисты и исследователи столкнулись с сильным разногласием по поводу количества жертв и масштабов произошедшего. Американский историк Гросс, прославившийся своими исследованиями о Едвабне, оказал огромное влияние на ход расследования.
- В этот период всплеск антисемитизма и национализма проявился в различных уголках страны, включая Щучину и Вильно. В Щучине поляки атаковали еврейское население, проводя налеты на гетто, а Вильно было предметом напряженности из-за возможного погрома еврейского населения.
- Местные жители начали разрушать магазины евреев, но благодаря действиям лидеров еврейской общины удалось избежать кровопролития.
- Один из выдающихся деятелей этого периода был отец Александры Бруштейн, писательницы, чьи родственники смогли своевременно обратиться за помощью к войскам РККА, что спасло их от трагической участи.
В далеком прошлом, когда танки входили в город, это означало окончание страшного погрома. Евреи становились жертвами насилия в тех областях, которые были отторгнуты от Польши в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа. Несмотря на то, что среди еврейской молодежи были те, кто сотрудничал с новыми властями, поляки убивали всех, кто имел хоть какое-то отношение к этой власти, даже в тех местах, где не виделись красные погоны советских солдат.
- Погромы не прекращались даже после окончания войны, а самые масштабные из них произошли в городах Кельце и Кракове.
- Там на глазах милиции и военных погибали как бывшие узники концлагерей, так и бывшие партизаны.
- Погромщики, зачастую вооруженные и агрессивные, кричали ужасные лозунги: «Смерть евреям!», «Доведем до конца дело Гитлера!».
Несмотря на различные толкования историков, события, происходившие в городах Быдгощ, Шулитц и в окрестностях Позенского, остаются трагическими страницами времен Второй Мировой войны. Около нескольких десятков тысяч людей стали жертвами насилия, источники о количестве погибших разнятся в зависимости от того, кем была представлена информация - нацистской пропагандой или польскими историками.
- Некоторые ученые предполагали, что польские погромы были провокацией НКВД, однако эта версия не была подтверждена.
- Помимо евреев, поляки также убивали местных немцев, что подчеркивает масштаб ужасных событий того времени.
В истории поляков послевоенные погромы занимают особое место. Почему же так произошло? Нередко причиной этих ужасных событий становились утверждения о якобы убитых евреями детях, вызывая параллели с российским "делом Бейлиса". Однако зачастую эти утверждения были провокациями, их организаторов так и не удалось вычислить, а иногда слухи возникали сами по себе.
- Важно отметить, что эти события отражали то, что происходило в Средневековье: тогда ложные утверждения о убитых евреями детях также приводили к массовым убийствам.
- Даже папа Николай V опроверг такие утверждения в 1447 году в специальной булле, но это не помогло остановить распространение лжи.
Возможно, долгое разделение Польши между соседями также повлияло на усиление этой ненависти: после последнего разрушения государства, национальное чувство польских людей проявилось в жутких формах. Гестаповцы стимулировали погромщиков, а вермахт, иногда, пытался их усмирить. В прежней нацистской Германии бытовой антисемитизм не имел высокого развития: советского разведчика Гуревича-Кента поразило, насколько уважительно относились к людям с жёлтыми звёздами на одежде на улицах и в учреждениях Германии.
В период перед Второй мировой войной зарождение антисемитизма в Европе выражалось по-разному: в Германии евреев убивали по приказу, в Польше же — по велению души, пренебрегая логикой. Например, в Едвабне гестаповцы предложили погромщикам сохранить в живых евреев-ремесленников, но им отказали, утверждая, что хорошие мастера среди поляков также имеются.
- Польша до начала войны была государством, где национальные меньшинства составляли 35% населения, что отражалось в многонациональном характере страны.
- Однако сегодня Польша стала почти мононациональной страной. Это изменение было обусловлено перераспределением границ, обменом населения с соседними странами, такими как Белоруссия и Украина, а также послевоенной депортацией немцев.
Эти исторические события являются важными для понимания сложной динамики межнациональных отношений в разные периоды истории Польши. В начале XX века в Варшаве, столице Польши, доля евреев составляла почти 40%, что было высоким показателем для того времени. Однако сегодня в Польше проживает всего лишь около 15 тысяч евреев. Сотни тысяч евреев были истреблены фашистами во время Холокоста, а остальные вынуждены были эмигрировать из страны из-за погромов и антисемитской кампании, которая началась в конце 60-х годов прошлого века.
- В царстве Польском еврейская община имела значительное влияние на культурную и экономическую жизнь страны.
- Евреи вносили весомый вклад в различные отрасли, способствовали развитию науки, искусства и промышленности. Их участие в общественной жизни страны было неоценимо.
После окончания Второй мировой войны оставшиеся евреи столкнулись с волнами антисемитизма, что стало причиной массовой эмиграции из страны.