Найти в Дзене
Культурный код

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Оглавление

Большинство великих писателей и поэтов прошлого были совсем не такими «возвышенными и утончёнными натурами». Это поклонники, в стремлении «сотворить себе кумира», приписывали обычным, земным, но очень талантливым людям, те качества и свойства, которых у них не было от роду.

Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но лично для меня, понимание того, что Пушкин, Есенин, Маяковский, Толстой, Гоголь и иже с ними были обычными людьми, со своими достоинствами, недостатками и страстями, очень вдохновляет «жить жизнь» и позволяет с особой теплотой взглянуть на привычных авторов, знакомых ещё со школьной скамьи.

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки
Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Ухищрения и уловки известных авторов

Из-за своих «земных интересов» подавляющее большинство великих творцов не стеснялись (как бы сейчас сказали) «монетизировать свой талант», поэтому придумывали разнообразные ухищрения, чтобы получить больше «серебра и злата».

К примеру, все знают, что Владимир Владимирович Маяковский получал оплату за количество написанных строчек, отчего выработал свой, ни на кого не похожий, стиль стихосложения, когда строчки распадались «на ступеньки» и значительно увеличивали гонорар автора за завершённое произведение. Другой пример - за свой монументальный роман «Война и мир», Лев Николаевич Толстой получил 25 тысяч рублей и 40 квадратных километров земли, отчего был кровно заинтересован в том, чтобы тома романа были как можно «пухлее».

Но это российские авторы.

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки
Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Самый «советский» француз

Не покривлю душой, если скажу, что из иностранных писателей, именно Александр Дюма (отец) – наиболее близкий автор для отечественного читателя. Просто потому, что на историческо-приключенческом романе «Три мушкетёра» выросло не одно поколение мальчишек, а образ бесстрашных служителей королевской короны во главе со вспыльчивым гасконцем вдохновил на подвиги (творческие, трудовые, военные) целые армии взрослых мужчин.

Конечно, на популяризацию французского романа повлияла и легендарная советская экранизация режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевича 1978 года, благодаря которым каждый мальчик (и девочка) СССР знал известный слоган «Один за всех и все за одного» и беспрестанно сражались друг с другом на деревянных шпагах.

Но, как и у российских авторов, при написании романа, у Александра Дюма был один весьма примечательный секрет…

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки
Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Оплата за строчки

Не только поэты получают оплату за строчки. С этой же дилеммой столкнулся и французский писатель, который изначально не планировал писать «полноценный» роман, а всего лишь заключил контракт с одной из газет, где публиковал историю Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна по главам, в формате текстового сериала.

Согласно условиям контракта, автор издания обязался выплачивать Александру Дюма оплату построчно, чтобы установить строгие границы взаимодействия. И чтобы увеличить гонорар, изворотливый француз придумал совершенно незначащего персонажа по имени Гримо, который являлся слугой Атоса и постоянно говорил коротко и односложно.

Грубо говоря, весь функционал Гримо сводился к тому, чтобы в какой-то момент времени ответить «нет» или «да» своему господину. И каждый такой односложный ответ приносил «монетку» в карман писателя.

«Писательский сериал» первой половины XIX века стал очень популярным во Франции. Именно поэтому Александр Дюма, подарив газете эксклюзив и значительно подстегнув продажи издания, в 1844 году систематизировал главы, внёс правки и опубликовал в виде книги. Скорее всего, несколько поспешил, ибо уже в 1845 году вышла обновлённая версия истории, в виде последней редакции оригинальной повести.

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки
Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Гримо учится говорить

Времена шли. И Александр Дюма становился всё более значимой фигурой среди французских коллег. Так как почитатели истории буквально требовали продолжения, очень скоро нашёлся издатель, готовый оплатить новый виток труда известного автора.

И тут Александр нашёл новую лазейку для увеличения своего гонорара. Дело в том, что новый заказчик обговорил оплату пословно. И именно поэтому в «Двадцать лет спустя», всё тот же Гримо вдруг резко «забыл» про то, что «привык» отвечать Атосу односложно и кратко. А позабыв - резко увеличил количество высказываний и философских размышлений!

Вот такая вот эволюция персонажа и интересная «фишка» известного француза, чтобы набить свой кошель потуже!

Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки
Как Александр Дюма (отец) ввёл в «Три мушкетёра» пустого персонажа Гримо, чтобы получить больше денег за опубликованные строчки

Резюме

Лично я просто обожаю такие мини-истории из прошлого. И «вижу» вполне себе земного Дюма, который радуется осуществлению своей маленькой хитрости.

Именно в таком формате история, как наука, становится для меня понятной и осязаемой, а между мной и описываемыми событиями будто бы устанавливается прочный мост «расширенного понимания».

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайк и пишите комментарии. Этим вы очень помогаете в продвижении проекта!