Найти тему

A Chameleon-Хамелеон

Автор: Антон Чехов

Суперинтендант полиции Очумелов идет по рыночной площади в новом пальто и со свертком под мышкой. Рыжеволосый полицейский шагает за ним с решетом, полным конфискованного крыжовника в руках. Вокруг тишина. На площади ни души. . . . Открытые двери магазинов и таверн безутешно взирают на Божий мир, как голодные рты; рядом с ними нет даже нищего.

"Так ты кусаешься, проклятое животное?" Внезапно слышит Отчумелов. "Ребята, не отпускайте его! Кусаться нынче запрещено! Держите его! Ах. . . . ах!"

Раздается собачий лай. Очумелов смотрит в направлении звука и видит собаку, которая, прыгая на трех лапах и озираясь по сторонам, выбегает из дровяного склада Питчугина. Мужчина в накрахмаленной хлопчатобумажной рубашке и расстегнутом жилете гонится за ней. Он бежит за ней, бросается всем телом вперед, падает и хватает собаку за задние лапы. Снова раздается визг и крик "Не отпускай!" Из лавок высовываются сонные лица, и вскоре вокруг склада лесоматериалов собирается толпа, которая, кажется, выросла из-под земли.

"Похоже на скандал, ваша честь..." - говорит полицейский.

Очумелов делает полуоборот влево и шагает к толпе.

Он видит вышеупомянутого мужчину в расстегнутом жилете, стоящего рядом с воротами лесопилки, подняв правую руку вверх и демонстрируя толпе кровоточащий палец. На его полупьяном лице ясно написано: "Я заплачу тебе, негодяй!" и действительно, сам палец похож на победный флаг. В этом человеке Очумелов узнает ювелира Хрюкина. Виновница сенсации, белый щенок борзой породы с острой мордочкой и желтым пятном на спине, сидит на земле, вытянув передние лапы, посреди толпы, дрожа всем телом. В ее заплаканных глазах застыло выражение страдания и ужаса.

"Что все это значит?" Спрашивает Очумелов, проталкиваясь сквозь толпу. "Зачем ты здесь? Почему ты машешь пальцем...?" Кто это кричал?"

"Я шел здесь, никому не мешая, ваша честь", - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. "Я разговаривал о дровах с Митрием Митричем, когда эта низкая скотина ни с того ни с сего укусила меня за палец. . . . Вы должны извинить меня, я рабочий человек . . . . У меня прекрасная работа. У меня, должно быть, есть повреждения, потому что я не смогу пользоваться этим пальцем, может быть, неделю . . . . Это даже не закон, ваша честь, что кто-то должен терпеть это от зверя . . . . Если всех будут кусать, жизнь не будет стоить того, чтобы жить . . . . "

"Хм. Очень хорошо", - строго говорит Очумелов, кашляя и поднимая брови. "Очень хорошо. Чья это собака? Я этого так просто не оставлю! Я научу их позволять своим собакам бегать повсюду! Пора позаботиться об этих джентри, если они не подчиняются правилам! Когда его оштрафуют, мерзавца, я научу его, что значит держать собак и такой бродячий скот! Я преподам ему урок! ... Елдырин, - кричит суперинтендант, обращаясь к полицейскому, - выясни, чья это собака, и составь протокол! И собака должна быть задушена. Без Промедления! Он наверняка бешеный. . . . Чья это собака, я спрашиваю?"

"Мне кажется, это принадлежит генералу Жигалову", - говорит кто-то в толпе.

"У генерала Жигалова, хм... Помоги мне снять пальто, Елдырин ... Ужасно жарко! Должно быть, это признак дождя. ... Я одного не могу понять, как он тебя укусил? Очумелов поворачивается к Хрюкину. "Конечно, он не мог дотянуться до твоего пальца. Это маленькая собачка, а ты большой здоровяк! Ты, должно быть, поцарапал палец ногтем, а потом тебе пришла в голову мысль возместить ущерб. Мы все знаем... таких, как ты! Я знаю вас, дьяволов!"

"Он сунул сигарету ей в лицо, ваша честь, в шутку, и у нее хватило ума огрызнуться на него . . . . Он глупый парень, ваша честь!"

"Это ложь, Косоглазый! Ты не видел, так зачем говорить неправду об этом? Его честь - мудрый джентльмен, и он увидит, кто лжет, а кто говорит правду, как в глазах Бога . . . . И если я лгу, пусть решает суд. Так написано в законе . . . . В наши дни мы все равны. Мой родной брат служит в жандармерии . . . позволь мне сказать тебе . . . . "

"Не спорь!"

"Нет, это не генеральская собака, - говорит полицейский с глубокой убежденностью, - у генерала такой нет. У него в основном сеттеры".

"Ты точно это знаешь?"

"Да, ваша честь".

"Я тоже это знаю. У генерала есть ценные собаки, чистокровные, а это бог знает что! Ни шерсти, ни формы. ... Низкое создание. И держать такую собаку! . . . какой в этом смысл. Если такая собака появится в Петербурге или Москве, вы знаете, что произойдет? Они бы не беспокоились о законе, они бы задушили его в мгновение ока! Ты был ранен, Хрюкин, и мы не можем оставить это дело без внимания . . . . Мы должны преподать им урок! Давно пора . . . . ! "

"Но, может быть, это генеральский", - говорит полицейский, размышляя вслух. "Это не написано на его лице . . . . Я видел похожего на днях у него во дворе".

"Это генеральский, это точно! " - раздается голос в толпе.

"Хм, помоги мне надеть пальто, Елдырин, дружище. . . Поднимается ветер. . . . Мне холодно. . . . . Отнеси его к генералу и справься там. Скажи, что я нашел это и отправил. И скажите им, чтобы не выпускали его на улицу . . . . Это может быть ценная собака, и если каждая свинья будет совать себе в рот сигару, она скоро испортится. Собака - нежное животное . . . . А ты опусти руку, болван. Бесполезно показывать свой дурацкий палец. Ты сам виноват . . . . "

"Вот идет генеральский повар, спроси его... Привет, Прохор! Иди сюда, дорогой мой! Посмотри на эту собаку. . . . Это одна из твоих?"

"Что за идея! У нас никогда не было ничего подобного!"

"Не нужно тратить время на расспросы", - говорит Очумелов. "Это бездомная собака! Не нужно тратить время на разговоры об этом . . . . Раз он говорит, что это бездомная собака, так оно и есть . . . . Ее нужно уничтожить, вот и все. "

"Это не наша собака", - продолжает Прохор. "Она принадлежит брату генерала, который приехал на днях. Наш хозяин не любит собак. Но его честь любит их. . . . "

"Вы не говорите, что брат его превосходительства здесь? Владимир Иваныч?" - спрашивает Очумелов, и все лицо его озаряется восторженной улыбкой. "Ну, я никогда! А я и не знал! Он пришел в гости?

"Да".

"Ну, я никогда . . . . Он не мог держаться подальше от своего брата . . . . И там я не знал! Так это собака его чести? Рад это слышать . . . . Бери. Это неплохой щенок . . . . Живое создание . . . . Цапнул этого парня за палец! Ха-ха-ха. . . . Иди сюда, почему ты дрожишь? Ррр. . . Рррр. . . . Негодяй злится. . . . Милый маленький щенок. "

Прохор подзывает собаку и уходит с ней со склада. Толпа смеется над Хрюкиным.

"Я еще сделаю тебя умным!" Отчумелов угрожает ему и, кутаясь в пальто, продолжает свой путь через площадь.