Найти тему
С заботой о пожилых

Почему пожилым жизненно необходимы видеоигры

Оглавление

Год за годом ученые в исследованиях доказывают — с возрастом человек перестает интересоваться новым, инициировать поиск решения проблем, думать логически, активно включаться в социальную жизнь. Все это влияет на снижение когнитивных функций.

Активный здоровый мозг постоянно работает. Он реорганизует ресурсы, чтобы повысить точность усвоенных стимулов или поведения. Это, по сути, и является функцией памяти, влияющей на эффективность обработки информации. Пожилые люди почти не осваивают новые паттерны поведения, не получают новые впечатления и не изучают новую информацию, а если и познают что-то, то быстро устают. Из-за чего их мозг остается без работы и совсем не тренирует функцию памяти (Источник: 1).

Получается, главная задача, снова заставить мозг работать. Но как это сделать после стольких лет «пенсии»? Исследователи нашли выход. Они выявили несколько параметров, которые положительно влияют на пластичность мозга (Источник: 2).

Этими параметрами являются:

— постепенное увеличения сложности задачи;

— поддержка высокого уровня сложности задачи;

— повторение действия (количество повторов адаптировано к способностям людей);

— комплекс аудиального и визуального.

Причем здесь видеоигры и мозг

Видеоигры построены на тех же принципах, что описаны выше.

Игры предполагают постоянное повторение. Они созданы для того, чтобы в них можно было играть в течение многих часов. Они адаптивны и структурированы — сложность увеличивается постепенно, с переходом на новый игровой уровень. При этом они основываются на эмоциональном вовлечении, благодаря чему игрок не заставляет мозг работать, а естественно тренируется, получая удовольствие:

— игрокам нравится контролировать ситуацию;

— сюжет вовлекающий, игрок заинтересован в достижении успеха;

— игрок преодолевает трудности, это создает положительный опыт;

— игрок исследует персонажей и изучает их игровые жизненные обстоятельства, сам примеряет на себя новую роль.

Первые исследования

Еще в 90-х годах исследования изучали влияние видеоигр на мозг. Например, исследование, где пожилых разделили на две группы. Одна играла 35 часов в «Тетрис» на игровых автоматах, другая нет. В результате время реакции у игроков было быстрее, по сравнению с контрольной группой, которые не играли (Источник: 3).

Другое исследование показало более высокий IQ после игры в Crystal Castles (аркадная компьютерная игра, выпущенная компанией Atari в 1983 году) по сравнению с контрольной группой не игроков (Источник: 4).

Механика игр и влияние на когнитивные функции

Быть состредоточенным и быстрым

Чтобы научиться играть в цифровую экшн-игру, необходимо запомнить схему управления, адаптироваться к изменениям задач и быстро принимать решения.

Кроме того, в большинстве экшн-игр требуется зрительно-моторная координация. Скорость, с которой игрок действует в игре, определяет его результат — победу или проигрыш. Таким образом, в играх «стрелялках» широко тренируются память, принятие решений, скорость и координация движений (Источник: 5).

Мыслить стратегически

В большинстве цифровых экшн-игр неудачи (смерть или травма) используются, чтобы мотивировать игроков улучшить свои результаты и тем самым перейти на более высокие уровни сложности. Если персонаж игрока продолжает умирать, то необходимо разработать альтернативные стратегии, чтобы избежать ловушек, вызывающих смерть. Это побуждает игрока придумывать и находить стратегии достижения успеха в игре.

Быть внимательным

Еще одна распространенный игровой элемент — возвращение назад, если была пропущена важная деталь, не сделано действие или забыт предмет. В некоторых играх изначально не указывается, что необходим возврат назад, пока внутриигровой персонаж не предоставит подсказки, указывающие на то, что для продвижения вперед требуется выполнение задачи из ранее посещенной среды. Это говорит о том, что игра требует пристального внимания ко всему окружению, а не только к очевидным путям прохождения. Такая механика стимулирует внимание и критическое мышление для изучения окружающей среды и прогнозирования того, что может потребоваться в будущем.

Таблица. Какие способности улучшают разные игровые жанры (Источник: 2)

Какие способности улучшают разные игровые жанры
Какие способности улучшают разные игровые жанры

Как новые модели приставок улучшают социальные взаимодействия игроков

Внедрение новых интерфейсов — геймпадов и джостиков стирает границы между игроками и упрощает «порог входа» в игру любому. Пожилой с разными физическими возможностями теперь может легко и с большей охотой играть с внуками или взрослыми детьми (Источник: 6).

Возможность социального взаимодействия с членами семьи в игре также имеет важные последствия для улучшений когнитивных функций и психологического здоровья пожилого.

Кроссворды и Судоку альтернатива современным экшн играм?

Простые игры на бумаге, похоже, не требуют такого сложного когнитивного вовлечения, как цифровые экшн-игры, которые связаны с пластичностью мозга (Источник: 6). Кроссворды или Судоку требуют от игрока применить ранее изученную информацию, а сами не стимулируют его на поиск информации и применение новых правил, в отличие от поединков и конкуренции в видеоиграх.

Подведем итог

Видеоигры, изначально разработанные для развлечения молодежи, обладают огромным потенциалом и могут принести познавательную пользу пожилым людям.

Пожилые люди уже проявляют растущий интерес к цифровым играм. Данные опроса, проведенного Ассоциацией развлекательного программного обеспечения в 2008 году, показывают некоторые неожиданные результаты. Вопреки предположениям, что видео- или онлайн-геймеры — это дети или подростки, 49% геймеров — это люди в возрасте 18–49 лет, средний возраст — 35 лет. Женщины в возрасте 18 лет и старше составляют значительно большую долю среди геймеров, чем мальчики в возрасте 17 или меньше. 44% геймеров — женщины. Около 26% компьютерных геймеров старше 50 лет по сравнению с 1999 годом, когда этот процент составлял всего 9%, что позволяет предположить увеличение численности пожилых геймеров (Источник: 7).

Список источников

  1. «Улучшение памяти у здоровых пожилых людей с помощью программы тренировок, основанной на пластичности мозга: рандомизированное контролируемое исследование», Манке Х., Коннор Б.Б., Аппельман Дж., Ахсануддин О.Н., Харди Дж.Л., Вуд Р.А., Джойс Н.М., Бониске Т., Аткинс С.А., Мерцених М.М., Труды Национальной академии наук. 2006 г.
  2. «Когнитивная польза компьютерных игр для пожилых людей», Элизабет М. Зелински, доктор философии и Рикардо Рейес , бакалавр наук.
  3. «Видеоигры и пожилые люди. Социальное поведение и личность», 1997 год, Гольдштейн Дж., Кайко Л., Остербрук М., Михильсен М., ван Хаутен О., Сальверда Ф.
  4. «Может ли обучение в стратегической видеоигре в реальном времени смягчить снижение когнитивных функций у пожилых людей?», Психология и старение, 2008 г., Басак С., Бут В.Р., Восс М.В., Крамер А.Ф.
  5. «Тренировка мозга: обзор пластичности человеческого мозга и обучения, вызванного тренировками», Психология и старение, 2008 г., Грин К.С., Бавелье Д.
  6. «Умственные упражнения и умственное старение: оценка обоснованности гипотезы «используй или потеряешь», Перспективы психологической науки, 2006 г., Солтхаус Т.А.
  7. «Основные факты об индустрии компьютеров и видеоигр», Ассоциация развлекательного программного обеспечения ESA, 2008 г.
Рекомендуем почитать:
5 вопросов дадут понять, можно ли восстановиться после инсульта
Цели после инсульта: как создается мотивация жить заново
Что такое инсульт: простая инфографика

Было интересно и полезно? Поставьте лайк! 👍🏻

И подписывайтесь на канал, чтобы знать больше о здоровье пожилых.