Найти тему
АртиФиш

Композиция А. У. Доу - основы современного подхода

Мне видится нужным рассказать о книге "Композиция" Артура Уэсли Доу (1857-1922 г.г.) и о том, чем эта книга важна и интересна, несмотря на то, что ей больше ста лет. Дело в том, что когда я писал свои книги по композиции, я конечно же знакомился со всем материалом который по этому поводу можно было найти и я не нашёл книги Доу в русском переводе. Почему так получилось - есть разные версии, но, тем не менее, до недавнего времени этой книги на русском языке не было. Два года назад я взялся за этот перевод и сейчас книга доступна всем, кто интересуется вопросами композиции в изобразительном искусстве.

Впервые изданная в 1899 году, книга Доу в какой-то степени подводила итог очень важному периоду в изобразительном искусстве. Дело в том что в Соединённых Штатах Америки, как и в Европе, после 1850-х годов произошло знакомство с японским традиционным искусством. Влияние японского искусства на творчество европейских и американских художников позже было обозначено как японизм. Французский искусствовед Филипп Бурти впервые использовал термин «японизм» в статье, написанной в 1872 году о моде в Европе на товары из Японии. Японизм начал развиваться как направление западноевропейского искусства с середины XIX века, когда японские товары начали поставляться в Америку и Европу. Художники стали использовать традиционные японские техники и узоры, они часто изображали восточные предметы в своих картинах. Винсент Ван Гог писал: «Вся моя работа в значительной мере строится на японцах». Эдгар Дега, Георг Хендрик Брейтнер, Анри Тулуз-Лотрек были увлечены японским искусством. В России японизм в основном распространился в области архитектуры, дизайна интерьеров и садово-паркового искусства.

Значение этого явления очень велико и считается, что это было одним из главных факторов в трансформации искусства предыдущей эпохи в то, что мы называем современным искусством. До знакомства с японской культурой, изобразительное искусство было подражательным, то есть, оно выполняло в какой-то степени функцию фотографии. Когда европейские художники познакомились с работами классических японских мастеров, они обнаружили что вовсе не обязательно копировать натуру для того чтобы получилось гениальное произведение. Плюс к тому, необходимость копирования натуры была уже не так важна в связи с тем, что была уже изобретена фотография. И, кроме того, случился очень важный шаг в развитии искусств - художники стали творить исходя из того что они ощущали как нужное и важное. И по содержанию, и по стилю. То есть, появилась творческая свобода.

Доу в своей книге «Композиция: серия упражнений в художественной структуре для использования студентами и учителями» пишет что копирование - это тупиковая ветвь, что нужно, прежде всего, овладеть художественной структурой. У Доу структурой называется то, что представлено через изобразительные средства, он это называет линия, нотан и цвет. По-русски это линия, тон и цвет. То есть, это те средства, которыми создаётся изображение и, соответственно, именно этими средствами и надо владеть художнику чтобы создавать изображения которые не будут повторять какие-то реальные предметы и сцены а будут ценны сами по себе.

Идеи Доу они были в значительной степени подсказаны ему профессором Феноллозой. Профессор Феноллоза это очень интересная личность. Он долгое время прожил в Японии, он очень хорошо был знаком с японским искусством и, более того, он посвятил много сил для того чтобы спасти классическое японское искусство, сохранить его, и его усилия были высоко оценены японским правительством. Почему японское искусство надо было спасать? Потому что точно так же, как европейские художники попали под влияние классического японского искусства, японские художники попали под влияние европейского классического искусства, подражательного рисунка, подражательной живописи. И они так увлеклись этим новым для них направлением, что решили что всё, что они до этого делали, никуда не годится. То есть, встреча японского и европейского искусства была явно позитивна для европейского, но, в какой-то степени, не столь позитивна для японского.

Когда Артур Уэсли Доу встретился с Эрнестом Феноллозой в Бостоне, в музее изящных искусств, они очень много обсуждали, состояние преподавания изобразительного искусства. Феноллоза считал что музыка является ключом к изобразительному искусству. Что точно также, как в музыке, всё должно работать на гармониях и в изобразительном искусстве. Музыка не пытается подражать шелесту травы и крикам птиц, она использует собственные средства, ровно как они есть, не пытаясь из этого что-то сделать что-то другое. И точно так же, считали Феноллоза и Доу, должно быть и в изобразительном искусстве. То есть, они относились к изобразительному искусству как к визуальной музыке. И, когда Доу и Феноллоза наконец пришли к какой-то достаточно не противоречивой идее о том, чем должно быть преподавание, через какое-то время появилась система Артура Уэсли Доу, которую он описал в своей книге "Композиция". Он писал, что к искусству нужно подходить именно через композицию, а не через подражательный рисунок. И этот подход заключался в том что художник должен овладеть работой с художественной структурой. То есть, вот эти вот самые линия нотан и цвет должны каким-то образом складываться в гармонии и умение складывать гармонии из линии нотана и цвета должно привести к росту творческой силы и к пониманию красоты и гармонии в целом.

Доу считал, что студент должен начинать с каких-то простых гармоний, потом переходить к более сложным гармониям, и так до тех пор, пока он полностью не овладеет искусством создавать из линии нотана и цвета гармоничное изображение. Доу писал, что интервал - основа художественного конструирования. Художественное конструирование - это собственно говоря и есть композиция, способы употребления интервала, то есть, расположения, расстановки элементов. Доу назвал основы художественного конструирования "принципы композиции". Среди этих принципов композиции мы видим оппозицию, переход, подчинение, повторение и симметрию. И всё вместе должно быть организовано с помощью общего объединяющего принципа пропорции или хорошего распределения. Таким образом, Доу выстраивает систему обучения художественному конструированию через интервал, то есть, ритмическую составляющую изображения. Именно поэтому для первых упражнений по методике Доу используются орнаменты - в них очевиден ритмический рисунок. Практическая работа на использование приёмов оппозиции, перехода, подчинения, повторения, симметрии в орнаментах развивает способность увидеть, как все эти принципы работают и как проявляется принцип хорошего распределения. Это, в свою очередь, позволяет применить освоенные приемы в работе над графической или живописной картиной.

По сути, сказанное ведёт нас к тому, что к рисунку и живописи в системе Артура Уэсли Доу ученики приходят через дизайн, через декоративно-прикладное искусство. Этот подход был диаметрально противоположным тому подходу, который использовался во времена Доу и с которым Доу был хорошо знаком пройдя обучение в Америке. Кроме этого он обучался в Европе в Париже - ну конечно, куда же без Парижа - в академии Жулиана (1880-1888 г.г.). И именно по возвращении из Парижа Доу стал искать новые способы обучения, потому что те, которые использовались в академии Жулиана виделись ему совершенно неадекватными. То есть, они не вели к росту творческого начала и сводили обучение к повторениям одних и тех же мотивов. В общем, Доу был совершенно разочарован классическим обучением во Франции.

Когда Доу создавал свою систему, он преподавал в нескольких учебных заведениях и в результате его система стала довольно широко известна в Соединённых Штатах. Более того, книга Доу "Композиция" была долгое время обязательной к изучению в учебных заведениях где обучали изобразительному искусству. И, таким образом, все, кто обучался изобразительному искусству после того как Доу стал применять свою систему, уже имели в виду что изображение строится не из яблок и кувшинов, а из линии, тона, цвета. И внимание к тому как тон, цвет и линии работают в изображении приводили к тому что, с одной стороны, очень явно в лучшую сторону отличаются работы художников которые обучались по этой системе, а с другой стороны, из этого же появился совершенно естественный путь к чистой абстракции. Например, Джорджия О’Киф, которая обучалась в летней школе у Доу в Ипсвиче, до встречи с Доу занималась фигуративным искусством. Позже очень значительный период своего творчества она посвятила абстрактному искусству. Система обучения искусству через композицию Артура Уэсли Доу оказала колоссальное влияние и на обучение изобразительному искусству и на понимание изобразительного искусства. Доу был не одинок в своем понимании основ изобразительного искусства. На рубеже веков очень многие художники и в Соединённых Штатах и в Европеи стали использовать линию, тон и цвет именно как самостоятельные выразительные средства не пытаясь создавать подражательные изображения.

Методика обучения Артура Уэсли Доу представляла собой очень значительный шаг вперед. Минусом этой системы можно назвать то, что ученик не мог оценить успешность выполнения задания без преподавателя. Доу говорит, что всё зависит от принципа пропорции, принципа хорошего распределения. Но какое распределение можно считать хорошим? Доу говорит, что должна быть достигнута гармония - и вот вам хорошее распределение. Но а как понять, достигнута ли гармония? Каковы её критерии? И тут у Доу нет никаких ясных критериев, он вместо этого рекомендует изучать образцы прекрасного искусства - и какого-то искусства древних времён, и не столь древнее искусство. То есть, то, что общепринято как образцы прекрасного. И вот надо изучать эти образцы, надо их интерпретировать надо их прорабатывать, и таким образом взращивать в себе то что Доу называл Appreciation, а я перевел как художественное видение. Студент должен быть в состоянии оценить подлинную красоту, понять подлинную гармонию через художественное видение. И все упражнения по системе Доу должны были приводить к тому что художественное видение в студенте вырастает и, соответственно, становится его направляющей силой. Но художественное видение это довольно зыбкая концепция. У Доу всё строится на том, что есть образцы искусства общепризнанные как гармоничные и прекрасные, и есть преподаватель который может создавать что-то гармоничное и прекрасное и знаком с этими образцами и может оценить в правильном ли направлении движется студент, осваивая эти принципы прекрасного и всяческие гармонии. Однако, как уже было сказано, понятие гармонии не было определено никакими формулами и развитие художественного видения отдавалась на откуп преподавателю.

Очень важно то, что Доу выделяет линию, нотан и цвет в работе над художественной структурой. Таким образом Доу отделяет инструменты композиции и отделяет собственно композицию от описательного содержания, от сюжета. Такой подход не только обозначает инструментарий, но, как я уже говорил, дает выход к более широкому полю приложения от экспрессионистических изображений фигуративного толка до чистой абстракции. И, если мы исходим из того что композиция - это работа линии пятна и цвета, то становится очевидным различие между композицией и сюжетом картины. Понятное дело что в композиции в картине не всегда присутствует сюжет, но в картине всегда присутствует композиция. И это очень важно. Дело в том что, например, в России, и в советской, и постсоветской практике обучения, совершенно не отделяются изобразительные средства от сюжета. Один из самых авторитетных специалистов в области композиции Н. Н. Волков в своей книге "Композиция в живописи" пишет: "... композиция картины есть прежде всего построение изображения на реальной плоскости, ограниченной "рамой". Но это вместе с тем построение изображения. Вот почему во второй главе, говоря о построении на плоскости, все время имелось в виду построение не пятен на плоскости, самих по себе, а построение — в пятнах и линиях пространства, групп предметов, действия, сюжета". И в результате такого подхода книга Волкова по сути оказывается сборником искусствоведческих эссе, а композиция как таковая там очень мало затрагивается потому что предпочтение отдаётся сюжетному построению.

Как я уже говорил, "Композиция" Артура Уэсли Доу не переводилась на русский язык до тех пор пока два года назад я не взялся за этот труд и не исправил ситуацию. Почему книга Доу не переводилась на русский? Возможно, потому что для российской педагогической школы подход Доу был чересчур решительным. Как так: никакого сюжета, никаких предметов а только линии, пятна, цвет? А как же всё остальное? Пример подхода Н. Н. Волкова к вопросам композиции показывает общую тенденцию в российской системе преподавания изобразительного искусства и эта тенденция до сих пор не изменилась: сюжет смешивается с композицией, в результате чего никакой ясной и практически применимой системы не складывается. Между тем, многие вопросы композиции уже были убедительно и ясно решены более ста лет назад Артуром Уэсли Доу.

Книгу можно посмотреть по ссылке
https://ridero.ru/books/kompoziciya/