Найти в Дзене
Антон Волков

«Бог-император Дюны» Фрэнка Герберта. Когда тирания может быть во благо

Оглавление

«Бог-император Дюны» - четвертая книга в знаменитом цикле американского писателя Фрэнка Герберта. Она была написана в 1981 году и заметно отличается от предыдущих произведений о песчаной планете. В этой книге автор использовал все свои знания об истории, социологии, мифологии и религии, чтобы создать, пожалуй, наиболее детальное исследование тирании в масштабах всего космоса в научной фантастике. Едва ли какому писателю удавалось так убедительно прописать мотивы и логику тирана, вместо того, чтобы изобразить его одномерным злодеем. Давайте посмотрим, как Фрэнку Герберту это удалось.

Обложка одного из первых изданий книги
Обложка одного из первых изданий книги

Сравнивая книги цикла

Первая книга «Дюны», несмотря на экзотическую вселенную и великолепно прописанных персонажей, все же страдала от клишированной структуры - это был в основе своей приключенческий роман о становлении героя, Пола Атрейдеса. В книге описывалось, как, пережив катастрофу, он постепенно преодолевал препятствия и развивался как физически, так и духовно, чтобы в конце одержать победу над заклятым врагом. Победа эта была предсказуема с самых первых страниц.

Следующие две книги - «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» - показали последствия победы Пола Атрейдеса и образ вселенной под его началом. Они еще глубже раскрывали вселенную Фрэнка Герберта, а упор сместился с Пола на его детей - Лето и Ганиму. Автор пытался показать, что в правлении Пола не все так однозначно, и даже положительный герой, вступив в позицию правителя, может оказаться виновником гибели миллионов живых существ. С точки зрения структуры эти книги были уже скорее политическими триллерами, с интригами и заговорами в центре повествования. Иными словами, запоминающегося, кроме великолепных художественных образов планеты Арракис, где разворачивается действие саги, в них было мало.

Пол Атрейдес как он показан в фильме «Дюна» 1984 года
Пол Атрейдес как он показан в фильме «Дюна» 1984 года

Но затем Герберт пишет четвертую книгу, которая оказалась на порядок выше научно-фантастических вариаций триллеров, которые он писал до этого. «Бог-император Дюны» убирает фабулу на второй план, взамен этого рисуя детальную и проработанную картину будущего, в которой зло и добро действительно неоднозначно определены. Где «главный злодей» - тот самый Бог-император - логично излагает, почему он избрал свой тиранический стиль правления. Где исследуются философские основы общества, принужденного к миру и где также показано возможное будущее такого мира.

Но это еще не все - в этой книге Герберт рисует один из самых запоминающихся образов научной фантастики, который, наверно, мог придумать только он: правитель Лето после слияния с символом Арракиса, гигантским червем, превращается в монструозную фигуру, которая свободно перемещается в песках пустыни, но в других условиях вынуждена использовать тележку. У более слабого писателя появление такого персонажа, который еще и вдается в пространные философские рассуждения, привело бы только к насмешкам со стороны читателей.

Бог-император Лето
Бог-император Лето

Но Герберту удается вписать такой гротескный образ в логику созданной им до того на протяжении трех книг вселенной. Поскольку на специи из Арракиса в «Дюне» держится все межгалактическое общество, то логично, что производитель этой специи - а именно, гигантский червь - будет являться аналогом живого божества в этом мире. А теперь давайте посмотрим, как выглядит общество, выстроенное таким необычным императором.

Укрощение строптивых

Действие происходит через 3500 лет после событий третьей книги. Арракис, будучи до этого планетой песков, усилиями Лето был преобразован в мир долин, лесов и рек. Песчаные черви вымерли, а с ними пропала и «специя». Ее запасы есть только у самого императора. Поскольку специя используется для межгалактических путешествий в мире «Дюны», Лето фактически ограничил перемещение, «закрыв» всех на своих планетах. Житель построенной Лето империи живут в одинаковых квадратных домах, и каждый их день похож на предыдущий. И так на всех планетах в империи. Иными словами - Лето добился абсолютной стабильности, выстроив идеальное мирное общество.

Однако общество, в котором ничего не происходит, всегда рождает бунтарей, которые хотят изменить порядок вещей. Император борется с этим с помощью армии, которая состоит целиком из женщин, так называемых «Говорящих рыб». Почему мужских армий в империи нет? Согласно Лето, в преимущественно мирном обществе в отсутствии внешних конфликтов армия из мужчин более склонна к тому, чтобы обращаться против собственного населения. Иными словами - она стала бы еще одним источником конфликтов и восстаний, которые угрожали бы миру. Армия из женщин, «Говорящие рыбы», не восстанет против Лето никогда. Он объясняет это так:

«Верность в мужской армии направлена на саму армию, а не на общество, которое содержит эту армию. Верность в женской армии направлена на ее вождя».

Армия Бога-императора состоит исключительно из женщин
Армия Бога-императора состоит исключительно из женщин

Верность эта подкрепляется специальными массовыми ритуалами Сиайнок (Великое Единение), на которых женщины-воины восхваляют Бога-императора. В книге описывается такой ритуал, из которого становится ясно, что женщины будут готовы на все ради Лето, даже убить своих младенцев, если потребуется. Лето продолжает:

«Мужчины склонны разделять общество на классы. Они создают стратифицированное общество. Стратифицированное общество - это открытое и окончательное приглашение к насилию. Такое общество не рассыпается. Оно взрывается… (Женщины) делают общее дело, основываясь на своей половой принадлежности, на том, что стоит выше классовых различий. Вот почему я позволил женщинам взять в руки бразды правления».

Хотя в книге женщины и показаны воинами, главная их цель - именно обуздывание мужчин, их одомашнивание через интимную близость и создание семей.

«Иногда мои гурии прибегают к насилию, но только затем, чтобы потом превратить его в глубокую взаимосвязь» - говорит Лето.

С точки зрения императора, стремление к насилию есть преимущественно мужская черта, в которой выражается незрелость и подростковая озлобленность на мир. Зрелости мужчин учат именно женщины через их сексуальное обуздывание. Цель Лето - снижение уровня насилия в построенной им Империи, и полностью женская армия работает на ее выполнение. Конечно, армия эта поклоняется Лето, и можно сделать вывод, что император просто хочет устранить конкурентов, но так ли это?

Во дворце Бог-император пользуется для перемещения тележкой
Во дворце Бог-император пользуется для перемещения тележкой

Если попробовать представить себе правителя, который живет три с половиной тысячи лет, а также имеет доступ к генетической памяти своих предков на многие поколения (как Лето), то можно сказать точно, что его действиями наверняка не будут руководить личные амбиции и жажда власти. Он знает гораздо больше, чем любой другой правитель в истории Галактики, а его опыт несравним с остальными претендентами на престол. И вместе с тем он выбирает тиранию и полное закабаление своего народа. Очевидно, что причины этого не могут быть банальными, и желание дать людям мир даже ценой несвободы не идет из страха потерять свою власть. Так что же руководит Богом-императором? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в идее «Золотого пути», воплощению которого он себя и посвятил.

Апология тирана

В мире «Дюны» есть так называемая школа Бене-Гессерит. В подробности о ее деятельности вдаваться не будем, для нас сейчас важно, что их целью было выведение с помощью генетической программы живого пророка, который бы полностью объял пространство и время. Им практически это удалось сделать, и таким человеком стал Пол Атрейдес - герой первой «Дюны». Однако империя Пола тоже оказалась неидеальна, и главной проблемой оказалось слепое поклонение людей фигуре всеведущего пророка.

Пол Атрейдес принимает свою роль мессии. Кадр из фильма «Дюна. Часть вторая» (2024)
Пол Атрейдес принимает свою роль мессии. Кадр из фильма «Дюна. Часть вторая» (2024)

Лето понимал это и выбрал другой путь. Насаждение несвободы с его стороны на протяжении трех с половиной тысяч лет является эдаким аналогом завода пружины в механизме. Любой цикл жизни есть лишь реакция на предыдущий цикл. Он хочет сделать жизнь людей настолько серой, чтобы в них накопилось достаточно сильное желание к изменениям, которое бы действительно вылилось в восстание против него. Но кто мог бы бросить вызов такому тирану? И даже если бы бунтовщик преуспел, смог бы он построить Империю, которая была бы лучше для людей? Воздвигая себя в качестве живого Бога, практически неуязвимого и неподкупного, он представляет собой вызов невероятного масштаба для любого бунтовщика.

Таким образом, Лето выбрал правление тирана как метод от обратного. Его интересует не тирания, а то, что произойдет после почти бесконечного насаждения тирании. Люди должны сознательно прекратить хотеть отупляющий мир, в котором ничего не происходит. В их головы должно прийти понимание того, что насаждаемый мир не есть мир, а лишь смирение побежденного. И когда это понимание будет достигнуто, то это будет сродни принятию вакцины от любых форм тирании и власти вообще. После трех с половиной тысяч лет правления Бога-императора люди будут уже скептически относиться к любым пророкам, императорам и лидерам, какими бы сладкими и завлекательными ни были их речи. Выражаясь его словами:

«Что я хочу ликвидировать? Слепое преклонение перед мирным консерватизмом прошлого. Это связующая сила, предмет, который объединяет человечество в одно болезненное целое, невзирая на иллюзорное разделение парсеками пространства. …Таким образом, я демонстрирую ужасную опасность скольжения по жизни, бесстрастной середины, движения без амбиций и цели. Я показываю вам, что так могут вести себя целые цивилизации. Я могу привести вам примеры целых эпох, когда люди жили, медленно приближаясь к смерти, не зная ни волнений, ни забот, даже не спрашивая «Зачем?». Я показываю вам ложное счастье и затененную катастрофу, которая носит имя Лето, Бога-императора. Теперь-то сможете ли вы познать истинное счастье?»

В конце книги показано, что цель Лето была исполнена, и он смог взрастить идеального бунтовщика - девушку по имени Сиона. В свои последние минуты жизни он предсказывает, что ее дети разлетятся по всему космосу для того, чтобы открыть новые пути для человечества. И никто уже не сможет их сдержать или навязать свою волю. Парадоксальным образом, почти бессмертный тиран оказывается тем, кто сильнее всех воспитывает в людях стремление к свободе и исследованию нового.

-7

***

Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.