Пчелы: осенний слет, один шаг до пропасти. Часть 3.
Но реальность расставила все по своим местам.
На пасеках, использующих последние достижения племенной работы, стал наблюдаться так называемый осенний слет пчёл и не только. Пчеловоды начали жаловаться на некую слабость пчелиных семей. Нет прежней силы семьи осенью, зимовка проходит по - разному, наблюдаются разнокалиберные семьи при одинаковом уходе. Нынешней зимой, я лично, впервые столкнулся с совершенно необъяснимой гибелью: три средние по силе семьи слегка опоносились и клуб замер непосредственно на меду. Хотя, рядом семьи, ко торые были слабее, живее всех живых. Стал появляться понос зимой или подозрительно неправильные капли испражнений весной на стенках и крышах ульев. После весеннего облёта семьи выглядят слабее, чем в прежние годы. Или сильно проседают в первый месяц. Нет бодрости у них, не "кипят", как раньше.
Я для себя характеризую настоящую ситуацию следующим образом: раньше пчёл было некуда деть, а меда не всегда вдоволь, теперь, наоборот, меда залейся, а пчёл нет. Многие скажут: "а что такого? Нам пчелы не нужны, главное мед". "Получаем продукцию и все прекрасно." "Правильной дорогой идем... " Но не стоит обольщаться и забывать о предназначении пчёл. Это опыление растений и поддержание жизни на планете. Вот их главная задача. А продукты пчеловодства, это всего лишь "нечаянный интерес", бонус от растений за опыление. На эту тему обязательно напишу отдельную статью.
В один прекрасный момент, все мы пчеловоды очнемся, поднимем голову от корней дуба, и вдруг, окажется, что дуб то засох. Своими руками срубили сук на котором сидели, в погоне за прибылью и удобством работы. Самое страшное, что реальная гибель пчёл как вида, повлечет катастрофу таких масштабов, о которой мало кто задумывается.
Пока промышленные пчеловоды и продвинутые любители теряются в догадках и ищут причины изменений, есть другая группа пчеловодов, у которых все всегда хорошо. Пчелы ведут себя адекватно, слетов нет. Клещ в норме, вирусы куда-то исчезли, пестициды не берут, осы и сотовые вышки тоже не властны. Причин для беспокойства нет никаких. Кто же это? А это аутсайдеры по нашему просвещенному мнению. Те, кто не хочет идти "в ногу со временем", "брать от жизни все" и следовать другим таким же сомнительным лозунгам.
Это пожилые деды пчеловоды. У них пчелы не породистые, маток не покупают, на пасеках царит роевая свобода. Пчелы живут так, как считают нужным. У меня несколько человек таких знакомых. Качают мед, обрабатывают от клеща и собирают в зиму. Может, укараулят некоторые рои, а нет, то и не беда. Пусть летят. Дань природе.
Если покопаться в памяти, то многие крупные пчеловоды могут вспомнить и свои случаи, когда на пасеке вдруг появляются несколько злых или беспокойных семей, нарушающих благолепие. Что делать? Вывезу на заброшенный точок. Пусть выживают, как хотят. А потом происходят интересные вещи. Эти списанные семьи оказываются лучше наших породистых по всем параметрам.
В чем же может быть причина неадекватного поведения современных пчел? Я для себя постепенно прихожу к выводу, что влияют каким-то образом два фактора. Это генетика и размножение. Конечно, это звенья одной цепи, но постараюсь немного их обособить для лучшего понимания.
1. Генетика. В результате селекционной работы получены линии пчёл. Так произошло, что основным центром является Германия. Вполне можно допустить, что весь ценный племенной материал, это родственники. Пусть очень дальние, но, тем не менее... И возможный инбридинг в начале линий. Ни в коем случае никоим образом не хочу умалять достижений немецких матководов-селекционеров. Их скрупулезность и педантичность являются всем примером, достойным подражания. Но также помним «Платон мне друг, но истина дороже».
Поэтому, в погоне за громкими названиями и отличными признаками, покупая маток-родоначальниц в странах Европы, считая, что привносим свежую кровь, мы, вполне возможно, занимаемся родственным разведением. Особенно, учитывая сложный механизм размножения и наследования признаков у медоносных пчёл. Имею в виду известный факт, откладывания маткой оплодотворенных и неоплодотворенных яиц. Это очень интересная тема, особенно, с точки зрения семьи, как суперорганизма, достойная отдельной статьи.
Как правило, даже крупная промышленная пасека приобретает всего несколько супер племенных маток. Это связано с высокой стоимостью качественного племенного материала.
Выводим множество дочек от этих двух-трёх маток и собственными руками ещё сужаем коридор генетического разнообразия.
Из основ биологии известно, что природа ставит для себя одной из главных задач не просто воспроизводство видов, но и постоянное изменение их генотипа. Его обогащение, возможность создавать новые комбинации.
А мы всеми силами, неосознанно идем в обратную сторону. К чему приводит родственное скрещивание? К снижению жизненной силы, вплоть до врождённых аномалий и нежизнеспособности.
Можно возразить, что трутни и матки для спаривания летают далеко и чужие трутни частично компенсируют издержки. Но на практике, крупная пасека настолько насыщает своими трутнями местность, что пробиться чужакам сквозь этот барьер очень сложно. Да и на соседней пасеке тоже породистые матки с такими же трутнями. "Облагородили" местную популяцию. Круг замкнулся. Мы завозим новых потенциальных далёких родственников. У соседа, который глядя на нас, завел таких же "хороших пчёл" тоже родственники. Какой выход? Сначала рассмотрим вторую причину.