Найти в Дзене

На занятие пришел очень сложный ребенок, а педагог этого и не заметил

Когда дело касается педагогической работы с детьми с особенностями развития, то педагоги, даже уже привыкшие к любым "особенностям" и проявлениям, не могут не замечать таких действий, которые выходят за рамки правил поведения детей в детском учреждении. В нашем спецучреждении для детей с ОВЗ, где большинство воспитанников - ребята с ментальными нарушениями, педагоги тоже всё замечают. Да, мы привыкли, что дети, приходя к нам на занятия (я работаю в кружковом отделе), вовсе и не понимают, что пришли на занятия (точнее, мама притащила, силком). Понятно, если у ребенка тяжелое психическое нарушение, сильная задержка или сложная форма РАС, он едва ли уловит смысл того, зачем его вообще притащили в непонятный кабинет к чужой тетке, которая ему что-то говорит на непонятном языке. И, конечно же, будет яростно сопротивляться, ведь подобная незнакомая обстановка его напугает (особенно если дома с ним никто и никогда не занимался, а в подобных учреждениях он ни разу не бывал). И что тогда? Ясно
Оглавление

Когда дело касается педагогической работы с детьми с особенностями развития, то педагоги, даже уже привыкшие к любым "особенностям" и проявлениям, не могут не замечать таких действий, которые выходят за рамки правил поведения детей в детском учреждении.

В нашем спецучреждении для детей с ОВЗ, где большинство воспитанников - ребята с ментальными нарушениями, педагоги тоже всё замечают. Да, мы привыкли, что дети, приходя к нам на занятия (я работаю в кружковом отделе), вовсе и не понимают, что пришли на занятия (точнее, мама притащила, силком).

Понятно, если у ребенка тяжелое психическое нарушение, сильная задержка или сложная форма РАС, он едва ли уловит смысл того, зачем его вообще притащили в непонятный кабинет к чужой тетке, которая ему что-то говорит на непонятном языке. И, конечно же, будет яростно сопротивляться, ведь подобная незнакомая обстановка его напугает (особенно если дома с ним никто и никогда не занимался, а в подобных учреждениях он ни разу не бывал).

И что тогда?

Ясное дело, ребенок будет кричать, плакать, надрываться, драться, плеваться, кусаться, кидаться предметами, утекать под стол или наоборот - карабкаться по стенам и шкафам, только бы его поскорее выпустили из этого страшного помещения.

А если ребенок хоть что-то понимает?

Может быть и понимает. Но зато он привык ничего не делать самостоятельно. Над этим ведь отлично "поработали" любящие родственники: мамочка, бабушка… С раннего детства твердили, что он - особенный, "сахарно-кисейный", "прихотливо-цветочный", неприкосновенный, и его ни в коем случае нельзя ничем нагружать.

И вот он такой: симпатичный, вполне способный видеть, слышать, шевелить руками-ногами, но до того заласканный, зацелованный и обленившийся, что заложенная в человеке природой искорка "преодолевать и развиваться" - в нем отмирает за ненадобностью.

А мы, педагоги, уже получаем себе то что есть. Берите, занимайтесь, развивайте, ищите подход, но сделайте из него человека. Или хотя бы научите его за 3 недели тому, чему его не научили за 5, 7, 10 лет.

Но ребенок и в этой ситуации едва ли захочет заниматься, работать и вообще контактировать с "тётей, которая что-то от него требует, а не делает то, что он хочет". А занятия - это явно не то, что он хочет! Даже если педагог выжмет из души три души, пытаясь сделать занятие интересным!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Кто-то скажет, что педагог просто не старается сделать занятие интересным?

Возражаю! Очень старался. И кучу интересных пособий применял, и миндальничал, и улюлюкал… но ведь ребенок хотел в это время мультик смотреть, по кастрюльке чашкой стучать или вафельку грызть, а не ваши дурацкие поделки делать или песенки петь.

Ну, посудите сами… Допустим, ребенку надо съесть тарелку каши, а он - ни в какую не хочет, не любит, отворачивается и сопротивляется.

  • Ладно, можно скрутить его и силой ему её ложкой запихивать. Но есть более гуманный способ - напичкать кашу разными "примочками": шоколадными медвежатами, ягодным сиропчиком и т.д.
  • И что? Более-менее сообразительный ребенок всё равно поймет, что каша осталась кашей, а сироп и медвежата для него гораздо вкуснее, если подать их отдельно и без каши. И саму напичканную кашу оставит.
  • А может родителю "запудрить ребенку мозг", загадочно сказав, какая это каша полезная, волшебная, от которой растут богатыри и супермены? Ну, раз-два может и прокатит, но потом-то он всё равно поймет, что эффекта ноль и мучить себя незачем.
  • Просто уговаривать, чтобы он "проявил снисхождение" и вкусил ложечку за маму, за папу, за тётю Шуру? Не дождетесь! Барин может быть сегодня не в том настроении, чтобы снисхождение проявить.

Да и вообще, все эти "отвлекающие добавки" в каше убавляют пользу от самой каши!

Так же как и отвлекающие электронные "сверкалки-мешалки", которые вынужденно применяют педагоги, чтобы удержать внимание ребенка на занятии! Они тоже действуют так! Якобы вызывают интерес, но зато "нейтрализуют" чувство преодоления, которое ОБЯЗАНО сопровождать каждое занятие, если уж мы так яро стремимся к развитию…

В общем, это - МОЁ мнение, и я ни в коем случае его никому не навязываю. Я просто сейчас плакалась о том, что многие дети (и родители!) не знают, что основной участник любого развивающего занятия - это ребенок, а не педагог. А если только педагог выпрыгивает из юбки, а ребенок при этом - пассивный и словно неодушевленный (или "механически заведенный"), то это не занятие, а бестолковое "нервомотание". Для всех.

Ладно, проехали. Все-таки хочется хоть какого-то позитива.

И позитив - подвезли! Буквально на этой неделе!

Валера

Как всегда у нас в учреждении бывает.

Привезли нового ребенка, с нами (кружковыми педагогами)- не познакомили, а только расписание-бегунок с фамилией притащили, куда нужно проставить занятия. Никаких данных о ребенке! Ну, спасибо, что в этот раз хоть имя написали на бегунке.

Спрашиваю у "дамочки-диагностки", которая сидела на приеме, что хоть за ребенок: большой-маленький, говорящий-неговорящий, "понимащщий-непонимащщий", тихий-громкий, агрессивный-неагрессивный и т.п. Не из за того, чтобы брать-не брать (брать-то в кружки все равно приходится ВСЕХ), а хотя бы просто знать, к чему готовиться.

А она многозначительно посмотрела на меня и говорит:

- Да вообще никакой! Абсолютно! Не говорит, сам не сидит, руками ничего не делает, вон даже машинку в руке с трудом удерживает. Да и маленький, внешне не больше трех лет. Его мамаша с рук не спускает. Ну, короче, не представляю, что вы там с этим Валерой в кружках у себя делать будете.

- А не кусается, не дерется? - спрашиваю.

- Ой, ну что ты, - смеется мадам-диагност, - он и этого не может. Я ж говорю, сидит в мамкиных руках, молчит, и смотрит на тебя, как кабачок с глазами. Правда, милашный такой кабачочек, но сложный. Слооожный!

Ну, как говорится, спасибо за ответ… Не очень тактичный, но вполне вселяющий оптимизм. Для нас-то давно уже решающим фактором является не набор умений-навыков ребенка, а лишь бы не укокошил окружающих. Приходи, дорогой Валера, к нам на занятия, и будешь не кабачком, а молодцом!

Валера на занятии

Сижу, жду...

Заходит мама с маленьким мальчиком на руках. Мама говорит:

- Валерик, поздоровайся с тётей.

Мальчик с трудом двигая полусогнутой рукой, чуть ее приподнимает, и, пытаясь улыбнуться одной стороной рта, выдает что-то в духе:

- Кххх!

Но при этом смотрит ясным и заинтересованным взглядом! Ну а у меня сразу в голове мелькают мысли о ДЦП... А мама, видимо, уже по моей реакции что-то поняла и объясняет:

- Вы уж извините, он не может ручку до конца разгибать, но он правда с вами поздоровался. Если разрешите, я с ним посижу. Я пока боюсь его одного на стульчик сажать.

- Пожалуйста-пожалуйста, - говорю, - садитесь, где вам удобно, на любое место.

И мама села за столик, на котором лежал бизи-борд с большими рычажками (как древние джойстики), которые нужно возить по выемкам (прямые линии, волны, зигзаги).

Валера стал кряхтеть, выворачиваться из маминых рук, пытаясь рассмотреть "диковинную игрушку" поближе...

И мама тогда говорит:

- Какая штука интересная! А можно мы попробуем?

- Конечно! - отвечаю им.

И вижу, что Валера - очень даже "отреагировал" на моё разрешение, опять поднял правый уголок рта и неуклюже дернул руками (правда, вразнобой).

Валера за бизи-бордом

А дальше - я уже не урок вела, а искренне отдыхала душой и питалась позитивом. Серьезно!!!

  • Медленно и через силу, но при этом с любопытством и неподдельной радостью, Валера, сидя у мамы на коленях, вытягивался к столу, чуть ли не ползком... и тянул медленные непослушные маленькие лапки к рычажкам.
  • Пытается схватить первый "джойстик"... раз! Не получилось. Нет, не расстроился...
  • Покряхтел, подполз поближе, снова полусогнутую руку протянул, снова ладонь с усилием раскрывает... раз! Эх, опять не ухватил!
  • Да боже мой, любой другой ребенок (проверено!) уже бы давно заорал и ударил по игрушке, которая не хочет ему "поддаваться"!
  • А Валера - покраснел, задышал интенсивно - и снова лапкой ХВАТЬ! Есть! Получилось!
Ух, я аж сама пискнула от радости!
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Работа кипит!

Предложила Валере попробовать подвигать рычажок по вырезанной "дорожке" (это как раз был зигзаг). Показала ему, как это происходит. Встала с обратной стороны стола (страховать).

Мамочка - вмешалось. Накрыла его руку своей рукой и сама стала двигать рычажок. А Валере, видимо, это не понравилось! Нахмурился, зашипел, стал качаться туда-сюда (по всему было видно, что так он, как умеет, пытался стряхнуть мамину руку)...

  • А потом, с кряхтением, хрюканьем, старательно - сам, САААМ(!) стал дергать этот рычаг. Раз! Два!... и вот уже два отрезка зигзага прошел! Остановился, отдышался...
  • А сам рычажок - не отпускает! Будто бы боится, что потом снова придется за ним "охотиться".
  • И опять - силой надавил, закряхтел, аж язык высунул, и... Раз! - Еще на один отрезок сдвинулся... И рука немножко трясется. Вот видно, что так старается, так старается!
И у меня самой внутри все тревожно, но восторженно колотится, так вот "болею" за него, от души!

Но всё же говорю (говорю-то Валере, но подразумеваю, что ответ даст мама):

- Валерочка, ты точно не устал? Может лучше продолжим в следующий раз?

Мама - ответила:

- Нет, он у нас не такой. Он - дотошный. Теперь не успокоится, пока дело до конца не сделает!

И правда...

Кряхтел, пыхтел, краснел, хрюкал, даже рычал... С перерывами, с выдохами, с высмаркиваниями и вытиранием слюны (у мамы салфетки наготове)... но ведь ДОШЕЛ!!! Дошел до конца дорожки! Ураааа!

А потом - довольный и удовлетворенный откинулся на маму... Видно, что уставший. И мама сказала, что затылок у Валерика потный, но ведь... у него при этом глаза улыбаются! Черт возьми, как он крут!!!

Вот, воооот кому любые занятия пойдут на пользу! И не только ребенку, но и педагогу тоже! Да, за это занятие я тоже немало нервов потратила (все же - переживания никто не отменял). Да и вспотела не меньше мамы Валеры.

Но, такое ощущение, что даже не заметила, что кто-то из меня хоть капельку сил вытянул!

В общем, восхищена до предела. А еще... немного грустно, что такие ребята к нам практически не ездят...

Вам же, дорогие читатели, здоровья и приятной "отдачи" в любом деле.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайками новым подпискам.