Если вы жили в СССР в 80-е годы, то наверняка слышали хотя бы пару шлягеров итальянской певицы Лоретты Годжи. А вот ее имя могли и не запомнить.
Со мной так и получилось. Некоторые ее песни сохранились в моей памяти, но ее имя я забыл сразу и прочно, и если бы не великий «сводник» Ютуб, наше повторное знакомство вряд ли бы состоялось.
Пожалуй, больше всего в СССР был известен ее хит «Io Nascero» (1986), который показывали по ТВ в трансляции с фестиваля в Сан-Ремо (где Годжи была ведущей, но спела песню для заглавной темы фестиваля), затем он прозвучал на московском концерте «звезд Сан-Ремо» в студии Останкино в 1986 году, а в следующем году песни с этого концерта выпустили на двойном диске фирмы «Мелодия» «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве». Песня Годжи «Io Nascero» под русским названием «Возрождение» была первой на этом альбоме.
При повторном знакомстве с Лореттой Годжи я выяснил, что она не просто известная итальянская поп-звезда 80-х, которая выпустила несколько хитов в те годы.
Годжи - весьма разноплановая артистка, чья известность в Италии отнюдь не ограничивалась 80-ми годами, и даже нам она может быть интересна не только своим песенным творчеством.
Я не случайно назвал красотку Лоретту веселой. Дело в том, что еще до начала своей музыкальной карьеры она стала известной в Италии в качестве телевизионного пародиста. На Ютубе есть десятки роликов с ее выступлениями, пародирующими итальянских эстрадных звезд. Особенно от Годжи доставалось певице Мине – самой популярной исполнительнице Италии второй половины 20 века.
Я не знаю итальянского языка, поэтому не могу оценить текст песен (возможно, это оригинал композиции, исполняемой Миной, без изменения слов), но смотреть выступления Годжи весело и без этого. В случае с пародиями на Мину Лоретта очень точно передавала особенности вокальной манеры, мимику исполнительницы и движения рук. Если вы хотя бы шапочно знакомы с Миной, то оцените по достоинству этот номер Годжи (на видео вверху). Если про эту суперзвезду итальянской эстрады вы ничего не знаете, можно предварительно посмотреть ролик Мины того же года, что и пародия Годжи.
К пародиям Лоретты я еще вернусь в конце статьи, а сейчас пора сказать несколько слов о начале творческой карьеры артистки Годжи.
Родилась она в 1950 году в Риме, и с ранних лет занималась музыкой. Еще маленькой девочкой Лоретта стала появляться на радио с песнями, а в 12 лет вышел на ТВ ее первый художественный фильм. Все 60-е она снималась в кино и сериалах, работала в театре, иногда записывала песни, озвучивала иностранные фильмы и с учетом ее постоянной занятости не очень понятно, когда девочка успевала учиться.
Очень часто творчески одаренные дети не могут найти себя во взрослой жизни. К Лоретте это не относится, но после своего 20-летия она резко изменила траекторию своей карьеры. Если в детском и подростковом возрасте она больше времени уделяла актерской игре, то в начале 70-х Годжи перемещается на ТВ и эстраду.
Сначала она стала пробовать свои силы в роли телеведущей, в 1970 году начинает пародировать эстрадных звезд, а вскоре сама становится популярной исполнительницей.
Первый альбом Лоретты «Vieni via con me» вышел в 1972 году. Одноименная песня с него оказалась настоящим хитом. Выпущенная в виде сингла, она поднималась до 2-го места в итальянском хит-параде, а ее общий тираж составил более 1 млн. экземпляров
Примерно в течение 15 лет после выпуска первой пластинки эстрадная карьера Годжи развивалась очень удачно, а ее лучший период пришелся на начало 80-х, когда она выпустила большинство самых известных шлягеров. Но не следует воспринимать Лоретту исключительно как поп-звезду. Она была таковой для зарубежной публики.
Для итальянцев Годжи стала своеобразным клоном Рафаэллы Карры: обе красотки вели телевизионные программы (в СССР пару раз показали Лоретту по ТВ в этой роли), танцевали, записывали пластинки, да и внешне они были удивительно похожи... Но Карра не делала пародий, а Лоретта имитировала всех подряд, включая и саму Рафаэллу! Пародия – здесь.
Вернемся к песенному творчеству Годжи. В 70-е ее альбомы меня не впечатляют, хотя в ее дискографии встречались настоящие шлягеры, которые выходили в виде синглов – например, «Dirtelo, non dirtelo» (1975), «Ancora inamorati» (1976), «L ҆aria del sabato sera» (1979, № 3 в хит-параде Италии, тираж сингла – более 1 млн), «Notti d ҆agosto» (1980, № 6 в чартах).
В 1978 году она выпустила совместный альбом со своей младшей сестрой Даниелой, на котором главный шлягер «Sto ballando» исполнила младшая Годжи (на видео представлена эта песня на испанском языке, которую сестры спели вместе: она стала № 1 в хит-параде Испании (тираж сингла составил более 1 млн).
В 1981 году Лоретта Годжи записала свой лучший альбом «Il mio prossimo amore», где содержалось сразу несколько интересных композиций: заглавная «Il mio prossimo amore», «Maladetta Primavera», «Penelope», «Ora Settembre»... Пару песен с этого альбома демонстрировали по советскому телевидению.
Главным хитом на пластинке, да и в карьере Лоретты, стала «Maladetta Primavera», музыку к которой сочинил композитор Тото Савио. С ней Годжи выступила в Сан-Ремо и заняла на фестивале 2-е место, уступив певице Аличе (не Элис и не Алисе!). Если вы прослушаете песню Аличе «Per Elisa», которой присудили 1-е место, то вашему удивлению не будет предела. Такое впечатление, что премию в том году давали за стихи.
«Maladetta Primavera» в хит-параде Италии поднималась на 1 позицию (по итогам года стала 9-й, а «Per Elisa» - 22-й), в Западной Германии достигла 8-го места в чартах (было продано более 500 тыс. экземпляров сингла), во Франции тираж песни составил более 300 тысяч. В СССР песня на пластинках не выходила, но была хорошо известна. Возможно, она могла промелькнуть на ТВ, но скорее всего, ее крутили на кассетах.
Пластинку Годжи «Pieno damore» (1982), как и предыдущую, можно слушать целиком. Это качественная итальянская эстрада 80-х, которую так любили в СССР. Заглавная песня вышла в виде отдельного сингла, но большим шлягером не стала (она достигла 14-го места в итальянских чартах). Эту песню в исполнении Годжи советские телезрители могли видеть в конце 1982 года во время показа на ТВ фестиваля в Рива-дель-Гарда.
Больше интересных дисков у Годжи не было, но ряд запоминающихся композиций вышли в виде синглов, в том числе «Un amore Grande» (композитор – Умберто Тоцци), «Solo un ҆҆amica» и «Notte All ҆Opera» (1984).
После записи хита «Io Nascero» (№ 6 в чартах Италии), с которого я начал эту статью, песенная карьера Годжи пошла на спад, но она продолжила работу на телевидении, участвуя в различных телепрограммах на разных каналах. В конце 20 века Лоретта приняла участие в успешном мюзикле, в нынешнем столетии периодически участвует в ТВ-шоу, снимается в кино, играет в театре, хотя уже не так активно, как в молодые годы.
Перед тем как завершить статью небольшим обзором пародийного творчества Годжи, я хочу, чтобы вы посмотрели на 72-летнюю Лоретту, которая выступает на ТВ (как я понимаю, под фонограмму) со своей старой песней с альбома 1981 года «Il mio prossimo amore».
Учитывая, в каких чудищ превратились к семидесяти некоторые итальянские звезды – ровесницы Годжи (Лоредана Берте, Орнела Ванони, Сидни Ром), можно сказать, что Лоретта выглядит для своих лет не просто хорошо, а замечательно!
Не знаю, можно ли Лоретту назвать ведущей пародисткой Италии, но за свою 50-летнюю карьеру, она изобразила более сотни различных звезд эстрады, кино и не только (например, она пародировала королеву Британии Елизавету II и принцессу Диану).
Мне в ее исполнении особенно нравится ее ранняя пародия на Патти Право. Для сравнения - здесь можно посмотреть на настоящую Патти.
Лоретта любила изображать Мину (по ссылке одна из поздних пародий), Орнеллу Ванони, Патти Право, Мильву… Были у Годжи пародии на известных в СССР Софи Лорен, Клаудию Мори, Ромину Пауэр, Марчеллу Белла, Ширли Бесси...
В этом последнем видео Лоретта показывает, как исполняют ее хит «Maladetta Primavera» три суперзвезды итальянской эстрады: Мина, Орнелла Ванони и Патти Право. Что тут можно сказать? – Талантище!
Но по-настоящему ее талант пародиста можно оценить только в том случае, если вы хорошо знаете итальянскую эстраду.