Итальянка Марчелла Белла была обречена стать эстрадной звездой. И не только потому, что она была обаятельной и обладала приличными вокальными данными. У нее был старший брат Джанни Белла – талантливый композитор, который с детства занимался с сестрой музыкой, а в дальнейшем сочинил для нее массу замечательных песен. И не надо забывать, что ей сильно повезло с фамилией: «bella» по-итальянски – красивый, симпатичный. Bella ragazza - красивая девушка. Марчелла Белла – Марчелла Красавица. Примерно так.
Все было у Марчеллы, кроме уверенности в себе. Возможно, я ошибаюсь, но тогда почему она никак не могла определиться: Белла она или нет?
Имея весьма подходящую для артистки фамилию и вполне соответствующую ей внешность, Джузеппа Марчелла Белла вышла на сцену как Марчелла Белла (отбросив первое имя), но через пару лет решила выступать на публике как Марчелла. Именно под этим именем она и стала звездой эстрады. Ничего удивительного в этом не было. В стране, где самой популярной певицей на тот момент была просто Мина, появление просто Марчеллы было вполне естественным.
Странности начались позже. Через несколько лет вполне успешной карьеры Марчелла решила вновь стать Беллой и под именем Марчелла Белла выступала несколько лет. Но не долго. Вскоре она опять превратилась в Марчеллу, после чего ее карьера быстро пошла на спад. Разумеется, на этом она не остановилась и в 21 столетии смена имен продолжилась…
Не исключаю, что эти метания певицы все-таки отразились на ее восприятии публикой. Она быстро стала звездой итальянской сцены, но никогда не поднималась на уровень таких итальянских небожителей как Мина, Лучо Баттисти, Адриано Челентано или Лучо Далла, обитая поближе к подножию звездного Олимпа. С 1972 года ее песни на протяжении почти 20 лет регулярно попадали в итальянские чарты, но не очень часто поднимались на самую вершину хит-парада.
В СССР творчество Марчеллы Беллы не осталось незамеченным, но к числу самых популярных у нас итальянцев она не относилась. Прежде всего, потому что ее песни не выходили на советских пластинках, а без этого зарубежным звездам было сложно раскрутиться в Союзе. Правда, Марчеллу не раз показывали по ТВ (однажды она была на пару с братом Джанни), но на наших экранах появлялись десятки итальянцев (по советскому ТВ в 80-е регулярно транслировались фестивали в Сан-Ремо и Сан-Винсенте (Сен-Венсане), и выделиться среди множества исполнителей было нелегко.
В частности, в 1982 году советские телезрители могли увидеть Марчеллу с песней «Problemi», но очень сомневаюсь, что у певицы после этого появилось много поклонников в Советском Союзе. Эта композиция явно не была шлягером по советским меркам, да и в самой Италии сингл с ней не поднимался выше 19-го места в хит-параде.
Теоретически наш роман с Марчеллой мог сложиться совсем иначе. Если бы на фирме «Мелодия» выпустили в начале 80-х сборник лучших песен Марчеллы, с ее главными шлягерами (как иногда поступали в случае зарубежных звезд), я вполне допускаю, что Белла у нас стала бы не менее популярной, чем Рафаэлла Карра. В ее репертуаре к тому времени было немало песен с красивыми мелодиями, которые всегда хорошо принимались слушателями за рубежом.
Об этом репертуаре Марчеллы я хочу поговорить подробнее, выступив пиар-агентом певицы перед теми русскоязычными любителями традиционной эстрадной песни, которые ничего не знают об этой исполнительнице.
Джузеппа Марчелла Белла родилась на Сицилии в далеком 1952 году. Она пела с юных лет, и уже с конца 60-х стала пробовать себя на профессиональной сцене. Первый успех пришел к 20-летней певице в 1972 году с песней «Montagne Verdi» - разумеется, написанной старшим братом (в соавторстве с Джанкарло Бигацци).
Марчелла спела эту композицию на фестивале в Сан-Ремо и вышла с ней в финал, а сингл с песней поднялся до 3-го места в хит-параде. По-моему, и до СССР «Montagne Verdi» тоже добралась – скорее всего, распространяясь в сборниках на магнитозаписях.
Первый альбом Марчеллы с длинным названием «Tu non hai la pui pallid idea dellAmore» («У тебя нет ни малейшего понятия о любви») был замечен публикой, хотя и не стал сенсацией (высшее место в хит-параде – 18-е).
В качестве автора песен над этим альбомом поработал не только Джанни Белла на пару с Бигацци, но и другой брат Марчеллы – Антонио Белла, который будет помогать сестре в работе над другими альбомами (позднее к семейному кооперативу по выпечке песен присоединится еще и младший брат Розарио!).
Первую пластинку Марчеллы можно смело слушать целиком. Первая песня с этого диска - «Un sorriso e poi… perdonami» была выпущена в виде сингла и добралась до 4 места в хит-параде.
Вторая пластинка Марчеллы «Mi… ti…amo» (1973) стала еще более успешной, чем первая (высшая позиция в Италии - 3-я, по итогам года стала 30-й, продано более 300 тыс. копий). Главный хит на альбоме – «Io domani» авторства Д.Белла – Д.Бигацци.
В 1974 году Марчелла записала одну из самых известных своих песен – «Nessuno mai» (авторы Д.Белла и Д.Бигацци), которая в CССР была популярна в исполнении группы Boney M.
Подопечные Фрэнка Фариана спели на нее кавер на английском языке под названием «Take The Heat Off me». В музыкальном плане диско-хит группы не сильно отличается от оригинала итальянской певицы, но он чуть побыстрее.
В 1976 году Марчелла наконец-то выпустила альбом «Bella», на котором выделяется первая песня «Io sono di nessuno» и композиция «Mi Manca» (авторы Умберто Тоцци – Д.Бигацци). Забавно, но имени исполнительницы на лицевой стороне обложки не было – просто надпись Bella. Этот альбом добрался до 16-го места в итальянском хит-параде. Следующие пластинки Марчелла стала выпускать уже под именем Марчеллы Беллы.
В 1979 году Марчелла затеяла совместный проект с Джо Дассеном «Маленькая Италия». Они записали диск на французском языке, песни с которого должны были лечь в основу мюзикла, но Дассен умер, и проект в итоге не состоялся. Пластинка вышла в 1982 году. Те песни Марчеллы с этого диска, которые есть на Ютуб, меня не впечатлили.
Наиболее интересной в этот период у Марчеллы я считаю задорную композицию «Baciami» (32-е место в итальянском хит-параде синглов 1980 года). Еще несколько синглов с ее нового альбома 1981 года с «оригинальным» названием «Marcella Bella» занимали высокие места в итальянских чартах, но на шлягеры в нашем понимании они не тянут.
Новый взлет Марчеллы связан с песней «Nell ҆aria» с одноименного альбома 1983 года, которая занимала 6-е место в чартах и разошлась тиражом более 150 тыс. экз. (текст Могола, музыка Джанни Белла). Да и сам альбом вышел достаточно удачным.
Марчелла на протяжении своей карьеры не раз обращалась к творчеству легендарного в Италии Лучо Баттисти, перепевая его хиты. Не всегда удачно, но «Dieci ragazzi» в ее исполнении мне нравится. Правда, у Лучо были «Dieci ragazze» - «Десять девушек», а у Марчеллы вместо девушек появились парни – ragazzi, что вполне логично. В клипе мы как раз и видим этих парней.
В следующие несколько лет Марчелла была на виду в Италии, выпуская достаточно успешные синглы.
В 1986 году она заняла 3-е место на фестивале в Сан-Ремо с песней «Senza un briciolo di testa» (ее выступление показывали по советскому ТВ), в 1987-м году исполненная ею композиция удостоилась 6-го места, а в 1988-м Марчелла стала в Сан-Ремо 4-й с песней «Dopo la tempesta».
О популярности певицы на родине в то время свидетельствует эпизод с ее не совсем здоровым поклонником, который разбил палатку около дома Марчеллы и жил там около месяца.
В 90-е годы карьера певицы пошла на спад. В начале десятилетия она успела еще дважды стать мамой, родив дочку в 1991 году и второго мальчика через 11 месяцев (первый сын Марчеллы появился на свет в 1980-м году).
После этого перерыва перезапустить свою звездную карьеру она уже не смогла. В новое тысячелетие Марчелла вступила в статусе не актуальной звезды, а ветерана эстрады.
Тем ни менее в «нулевые» на ее счету 2 весьма интересных альбома: «Uomo bastardo» (2005) и совместный диск с Джаннни Белла «Forever per sempre» (2007). В Италии их приняли с прохладцей, но для «одной шестой» они самое то. По этой ссылке можно найти второй альбом при его переиздании в 2011 году.
В 2010 году у Джанни Белла случился тяжелый инсульт, после которого он частично восстановился, но больше работать по специальности не смог. Это не остановило Марчеллу от продолжения карьеры, и время от времени она выпускает новые диски.
В 2023 году 71-летняя Марчелла (опять Белла!) выпустила очередной альбом. Это не шедевр поп-музыки, но хороший эстрадный диск по современным меркам.
Одну песню на альбоме Марчелла спела вместе со своей старой приятельницей Лореданой Берте (которая в бывшем СССР была известна больше Марчеллы). Песня звучит очень неплохо, но не советую вам искать на Ютубе совместные выступления этих ветеранов поп-сцены (они в последние годы несколько раз спели дуэтом).
Если Белла в свои 70 выглядит как девушка не первой молодости, но вполне прилично (на видео вверху), то на ее ровесницу Берте без содрогания смотреть невозможно. Ее лицо после хирургических «улучшений» страшнее, чем фильм ужасов «Синистер»!