Профессия дворника до революции была весьма значима. Он тоже представлял собою власть, особенно на отведенном ему участке.
Первые дворники появились в России в 1669 году, после указа царя Алексея Михайловича Романова «О градском благополучии». Тогда же в России появилась противопожарная служба и подразделения, ответственные за охрану общественного порядка, а также службы для ведения городского хозяйства.
Первоначально за чистоту вокруг господского дома и двора в крупных городах Российской Империи были ответственны слуги. В городах за чистотой следили крепостные крестьяне, привозимые из окрестных деревень. Привычные для нас дворники появились только в XVIII веке. Их нанимали из крепостных, мещан и даже представителей обедневшего дворянства. В то время работа дворника подразумевала несколько иное: в XVIII- XIX дворники присматривали и ухаживали за домом в отсутствие хозяина. То есть, скорее, выполняли функции сторожа.
Эта функция, кстати, впоследствии сохранилась за дворниками. Они продолжали следить за дворами и чердаками: на чердаки могли пробраться беспризорники, а во дворах воры крали белье.
После отмены крепостного права 1861 году в дворники стали набирать крепких, рослых, расторопных людей из самых разных сословий. Приветствовался набор в дворники бывших унтер-офицеров или фельдфебелей. При этом с каждым десятилетием число обязанностей только росло.
Во время правления НиколаяI в городах количество дворников, убирающих улицу и смотрящих за барским имуществом, увеличилось на столько, что их решили нагружать общественной работой официально.
К 1890-ым годам помимо уборки улиц дворники отвечали за:
· общественный порядок на улице и во дворе,
· вели учет всех прибывающих и убывающих жителей подопечных домов, в специальной книге,
· следили за чуланами, подвалами, чердаками на предмет бездомных собак, бродяг, воров,
· снимали неразрешенные объявления,
· сдавали городовым трубочистов без лицензии,
· должны были докладывать городовым о подозрительных личностях.
После покушения Каракозова, дворников обязали дежурить на улицах городов в ночные смены по 4 часа.
С этого времени помимо форменной одежды- дворницкого жилета, холщового фартука, тулупа, форменной фуражки с лаковым козырьком, металлической нашивной плашки со словом «Дворник»,- дворники получили костяные свистки и личные номерные жетоны, которые подтверждали тот факт, что человек является дворником. На жетоне указывалась улица и номер дома, за который отвечал дворник.
Таким образом, люди с метлами были официально приравнены к низшим государственным чинам.
Каждый дворник прикреплялся к определенному дому. С некоторого времени построить собственный дом, особенно в столицах, позволялось с особого разрешения. Зато строили доходные дома со сдающимися для желающих квартирами. Тепло и обогрев в съемных квартирах зависели от дворника. Жилец мог снять квартиру «с дровами», которые поставлял хозяин и присматривал за которыми дворник. С осени по весну весь двор дома заставлялся поленницами для жильцов. Жилец мог и сам озаботиться и купить дрова. Дрова, кстати, тоже отличались. Их рубили из разных пород деревьев: березы, дуба, они по-разному горели и пахли.
В больших городах с большими длинными домами дом могли обслуживать до 20 дворников, среди которых выделялся старший, главный дворник. В старшие дворники назначали прослуживших на этом месте несколько лет. Старший дворник выполнял организационную работу. На нем же была коммуникация с жильцами и полицией. А еще он, как уполномоченный, мог сдавать жильцам квартиры, если домовладелец жил в другом месте.
На дом среднего размера с 20–50 квартирами хватало 2–3 дворников, а большие 6–7-этажные дома, которые строили перед самой Первой мировой войной, обслуживала бригада не менее чем из 10 человек. Это не считая профильных специалистов – водопроводчиков, плотников, швейцаров и т.д.
Кстати, миф, что дворников набирали из татар, отчасти неверен. Такое практиковалось после революции, до победы пролетариата в дворники брали русских.
До революции татары работали старьевщиками либо занимались буфетно-ресторанным промыслом. Очень модно было иметь в ресторане официанта-татарина, как в современных суши-барах – повара с азиатской внешностью. После революции все переменилось, татарская община Ленинграда лишилась привычного бизнеса, но пополнилась беженцами с поволжья, бежавших от коллективизации. Видимо, так и появились дворники-татары.
Каждый дворник имел бляху и стоял на учете в Полицейском управлении. Он должен был следить за порядком в подопечном доме. Еще он должен был знать всех жильцов дома, как участковый. У него имелся свисток, который применялся, если самостоятельно навести порядок не получалось. Тогда на помощь приходил городовой или полиция.
Для оповещения существовала система различных сигналов на всякие чрезвычайные ситуации. Два коротких свистка означали необходимость срочной помощи. Один длинный – бегство нарушителя.
Дворник представлял из себя то, что сейчас поручили автоматике, так называемую СОУЭ – систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре. И не только при пожаре, а и при наводнении, если брать Петербург.
Полицейским управлением Санкт-Петербурга было разработано несколько типов сигнальной азбуки для различных ситуаций. Существовали специальные сигналы буквально для всего.
Если мосты разведены – на полицейских управлениях и участках вывешивался белый флаг, если сведены – синий.
Если в городе наводнение, применялась пушечная сигнализация вкупе с флажковой. Градацией смены сигналов было повышение уровня воды на каждый фут. Последняя степень – наводнение, применялась, когда вода достигала отметки +1,8м.
Пожарная сигнализация. Она была ночной (фонарной) и дневной (воздушные шары).
Воздушные шары (смотрите рисунок) определенным образом запускались в воздух, а их количество указывало, в каком районе города пожар, а цвет – какая степень пожара (по белым шарам, например, выезжало районное подразделение, а по красным – все городские команды). То же самое происходило ночью с фонарями красного и зеленого цветов.
Также на дворников перекладывалась часть полицейских функций. Они должны были участвовать в разгонах протестующего народа и в задержании нарушителей порядка. За это дворников не жаловали в народе. Взаимодействие дворников с полицией, а впоследствии милицией, сохранялось до 1950 года!
Дворницкая петербургских дворников находилась в арке(возможно, вы видели дверцы в арках, так это оно и есть). В арке были ворота, запираемые на ночь на замок. Чтобы никто не мог залезть под ворота, имелась интересная деталь-«подворотня». Для того, чтобы попасть домой, припозднившиеся жильцы звонили дворнику в колокольчик- «дергатель». Услышав звонок, дворник открывал ворота. За это он получал «чаевые»- дополнительный законный доход. Помните, как страдал дворник из «12 стульев», когда слесарь Полесов ворота разобрал? Он лишился дополнительного дохода!
Дворники отвечали за уборку лошадиного навоза и чистоту улиц. За соблюдением правил благоустройства следила полиция, которая могла оштрафовать домовладельца за нарушения.
Летом они поливали мостовую из шланга, зимой соскребали снег с тротуара, посыпая его песком. Для проезжей части снег укатывали, чтобы можно было ездить на санях. Счищенный снег следовало вывозить, но это было накладно. Поэтому чаще его растапливали: в специальный деревянный ящик с железным колпаком внутри засыпали снег, который, растаяв, стекал в канализацию. За очистку от снега крыш тоже отвечали дворники.
В «зимнюю» обязанность дежурных дворников входило следить, чтобы никто в мороз не остался лежащим на улице: ни нищий, ни пьяный, ни бездомный. Они обязаны были сопроводить их в теплую дворницкую, отпоить кипятком и вызвать соответствующее подразделение: карету скорой помощи, вытрезвителя или транспорт из работного дома.
Весной, в назначенное время, городские власти отдавали приказ: «Сделать весну за три дня!» Это значило, что в указанный период нужно полностью очистить улицы от снега. Это делалось для того, чтобы можно было максимально быстро поменять сани на телеги, как сейчас меняют зимнюю резину на летнюю.
Дворники не только наводили порядок, за отдельную плату они оказывали жильцам мелкие услуги: приносили воду, помогали перевозить мебель, выбивать ковры, колоть и относить в квартиру дрова (если дрова не входили в стоимость квартирной платы) и т.д.
За каждым дворником закреплялась своя лестница (кроме парадной, которую обслуживал, если имелся, швейцар). Дворники знали, у кого из жильцов на этой лестнице именины, ходили поздравлять и тоже получали на чай.
Жили все вместе в дворницкой большой патриархальной семьей со старшим дворником и его женой во главе. Иногда старший дворник мог иметь отдельную квартиру.
«Жили младшие дворники очень экономно, копили деньги для деревни, где у них оставались семьи, – пишут Засосов и Пызин. – Многие из них старались одеться по-городскому, завести хромовые сапоги, пиджак, жилетку, гарусный шарф». Летом, когда работы было меньше, по очереди уезжали домой.
Таким образом, дворники, жильцы и сам дом составляли единую экосистему.
В дореволюционной России профессия дворника была уважаема, причем настолько, что лучшие дворники в числе других госслужащих награждались медалями в честь 300-летия дома Романовых.
К середине 1950г, когда дворники и дома перестали принадлежать друг другу, с распространением парового отопления, исчезновением дровяных сараев, домовых прачечных и пр. дом перестал быть хозяйственным комплексом, нуждающемся в постоянном присмотре дворника. Один дворник мог уже убирать лестницы и подметать дворы нескольких домов. К тому же не во всех домах остались помещения, пригодные под дворницкие. И именно тогда профессия дворника стала мало уважаемой. В дворники шли либо люди с увечьями, либо пьющие.
Иллюстрации взяты из интернета. Лайки и комментарии приветствуются.