Для понимания распространённости теорий истинного мира в истории цивилизации следует изучить различные типы таких теорий. Мы можем выделить три основных типа теорий истинного мира, которые, как упоминалось ранее, имеют общую структуру, названную Ницше «аскетическим идеалом». Эта структура разделяет существование на две сферы: истинный мир и земное существование.
Хотя Ницше не выделял их как таковые, для ясности мы можем обозначить три типа истинных миров как временные, монистические и вечные.
Временные теории истинного мира не утверждают, что отдельный мир или реальность существуют отдельно от этой реальности. Вместо этого они считают эту реальность становления единственной реальностью.
✅ Однако временные теории истинного мира предполагают, что эта реальность становления движется к определённой цели, и в будущем земное существование радикально преобразуется в утопический идеал. Истинный мир во временных теориях истинного мира не находится в метафизической сфере, а существует в будущем.
Временные теории истинного мира тесно связаны с философией истории, поэтому для лучшего понимания следует рассмотреть философию истории.
Философия истории может относиться к теориям, пытающимся выявить общие закономерности в истории, или к изучению того, как историки приходят к знаниям о прошлых событиях. Здесь мы имеем дело с философией истории в первом смысле.
Отрывок из работы великого философа и экономиста Людвига фон Мизеса раскрывает взаимосвязь между философией истории и теориями временного истинного мира:
«Философия истории рассматривает историю человечества с другой точки зрения. Она предполагает, что Бог, природа или какая-либо другая сверхчеловеческая сущность провиденциально направляет ход событий к определённой цели…» (Теория и история, Людвиг фон Мизес).
Монистические истинные миры основаны на идее, что истинное «я» индивида идентично вселенскому духу, выражением которого оно является. Эта концепция занимает центральное место в учении индуизма, где мир и индивидуальное «я» считаются иллюзией, а всё является проявлением высшего и универсального духа, называемого Брахман.
✅ Индуизм утверждает, что наше истинное «я» — атман — идентично вселенскому духу, Брахману. Цель жизни, согласно индуистской философии, заключается в преодолении иллюзии, которая скрывает реальную природу вещей, и осознании единства всего со всем, поскольку всё есть Брахман. Эта идея выражена в известной формуле Упанишад: «Люди называют это разными именами, но мудрецы знают, что это одно».
Монистические истинные миры придают смысл жизни, давая людям веру в то, что их истинное «я» — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Как писал Ницше в своём произведении «Воля к власти»: «Некое единство, некая форма монизма: этой веры достаточно, чтобы дать человеку глубокое ощущение того, что он находится в контексте некоего целого, которое бесконечно выше его, и зависит от него, и он видит себя разновидностью этого божества».
Теории вечных истинных миров занимали доминирующее положение в истории западной цивилизации. В нашей первой статье о Ницше и воле к власти мы назвали такие теории теориями двух миров. Эти теории утверждают, что наряду с земной реальностью существует вечная и более ценная реальность. Вечный истинный мир противопоставляется земной реальности, так как считается миром постоянства и совершенства, в отличие от изменчивой и несовершенной земной реальности.
✅ Сторонники вечных истинных миров верят в возможность доступа к ним после смерти, поэтому эти теории обычно предполагают наличие души, способной существовать независимо от тела после смерти. При определённых условиях душа покидает земную реальность и переходит в вечный истинный мир.
Наиболее известная теория вечного истинного мира — христианство. Христианские учения были приняты подавляющим большинством населения западного мира с IV века, когда римский император Константин разрешил исповедовать христианство, и до XVIII века, когда ряд мыслителей раскритиковали философские основы христианства.
Христианская теория истинного мира часто рассматривается как основанная на идеях Платона, особенно на его взглядах на загробную жизнь. Некоторые исследователи предполагают прямое влияние Платона на христианские учения, так как многие раннехристианские богословы, например святой Августин, находились под влиянием платонических и неоплатонических идей.
✅ Одна из идей Платона, предположительно повлиявшая на христианство, — идея души. Платон утверждал, что у каждого человека есть бессмертная душа, являющаяся его истинным «я», и целью жизни было освобождение души от оков тела и переход в истинный мир, называемый реальностью форм. Таким образом, представления о загробной жизни, предложенные Платоном и христианскими теологами, хотя и отличаются в некоторых аспектах, в основе своей очень похожи.
Теории вечного истинного мира, как и другие концепции истинного мира, рассмотренные нами в статьях, противостоят нигилизму, наполняя жизнь людей смыслом и предоставляя им цель, которая преодолевает преходящую и порой жалкую природу земной реальности.
Счастья вам
Внук Эзопа