Найти в Дзене

Бортпроводники - пилоты. Может ли первый стать вторым и наоборот?

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Как у нас говорили в армии: "Плох тот рядовой, который не хочет стать генералом. Или хотя бы сержантом." На текущей работе мне часто задают вопрос: "А чего пилотом не станешь?"

Давайте расскажу, как это происходит, почему и зачем.

Обучение

Как нельзя сесть за руль машины без водительского удостоверения, ровно так же нельзя управлять самолетом, не имея свидетельства пилота. Данный документ является основополагающим, а следовательно - первостепенным на пути за штурвал.

Чтобы его получить необходимо пройти обучение в учебном заведении. Есть высшие заведения, а есть профессиональные, грубо говоря это вышка и техникум. Время обучения соответствующее.

-2

Вот так выглядит пилотское. Все, кто поступает на учебу, уже мысленно держат в руках данный документ, но поступление это еще полдела, надо отучиться, сдать экзамены, практику, и так далее.

Вообще по стране есть несколько учебных заведений, выдающих подобные удостоверения и имеющие лицензии на обучение пилотов гражданской авиации, следовательно, в каждом из них собирается куча народу из разных уголков необъятной.

История из жизни номер раз:

Мой друг. Он хороший парень, в 2017 году уже получил пилотское, пришел на работу, его приняли, чуть ли уже не начали обучать на Airbus, как внезапно у училища, где он проходил получение образования, отозвали лицензию (это я про Челябинск). Свидетельство его оказалось недействительным. Далее он прошел год работы бортпроводником, а затем пошел учиться снова. И еще 3 года (или 3 с лишним) учился. Затем пандемия, а потом СВО. Но у него получилось, несмотря на почти 7 лет обучения, сейчас он на должности второго пилота. Красавчик.

Отучиться можно бесплатно, а можно платно. Чтобы учиться бесплатно надо иметь хороший аттестат, поэтому многие в качестве подготовки проходят еще раз старшие классы школьной программы в вечерних школах, чтобы выправить не самый лучший аттестат, кто-то поступает с первого раза без проблем.

Другие, кто не смог поступить на бесплатное, имеют возможность отучиться платно, то есть оплатить курс обучения. Вот что удалось найти:

Чтобы отучиться в Санкт-Петербурге на платном, надо уплатить примерно 4 млн рублей.

Бугуруслан - 2,8 млн рублей

Ульяновск - 4.2 млн рублей.

Загуглено.

Суммы не малые, но кого ведет мечта, те берут кредиты, продают квартиры, влазят в долги, но стремятся.

История из жизни номер два:

Бывший коллега, летавший у нас бортпроводником, поступил на платное, но заплатил еще по старому курсу около 3 млн рублей. Далее 3 года обучения, во время которых надо жить в казарме, а он этого не хотел, поэтому родители сняли ему там квартиру. Учился он весьма посредственно, поэтому некоторые предметы приходилось пересдавать, но как и в любом техникуме, понимаете, как и что можно сдать. Отучился, получил диплом. А далее оказалось, что надо пройти дополнительные курсы по английскому языку. А к языкам у него особой тяги не наблюдалось никогда. Уже почти 5 лет он тратит деньги, потрачено более 5 млн рублей, а штурвалом самолета и формой какой-либо АК в его жизни еще не пахнет.

История из жизни номер три:

Бывший проводник в Уральских, летал еще когда были Ил-86 и Ту-154, на борту повздорил с пассажиром, из-за чего его мягко попросили больше на работу не приходить. Он не расстроился, пошел учиться. Отучился бесплатно, закончил, получил диплом и вернулся в те же самые Уральские, но уже на Airbus. 4 года потратил, но за штурвал корабля сел. Летал до поры до времени, а позже ушел в Red Wings. Считай, получилось. Но учился еще до времен ЕГЭ.

Поиск работы

Мало победы добиться, ее еще надо удержать, это я сейчас не про авиакомпанию. Вроде и учиться тяжело, и попасть сложно, но это только первый этап, который, как окажется - самый легкий.

Поиск работы - вот что действительно становится камнем преткновения в устройстве на пилотское кресло. Компаний у нас в стране не много, а тех, кто берет пилотов без опыта еще меньше, а тех, к кому реально попасть сходу, так вообще единицы, но даже там все не просто, так как желающих попасть на работу довольно много.

-3

Да, есть удачливые ребята, кому повезло и они с первого раза попали на собеседование, а через месяц уже сидят за партой в учебно-тренировочном центре, но вот остальных - намного больше.

История из жизни номер четыре:

Сейчас он летает вторым пилотом в Уральских, уже, наверно, года 4 как летает. Работал до этого мастером-приемщиком в автосалоне Toyota, слетал с женой на отдых, так понравилось в самолете, что задался целью. Имел неплохой аттестат, с которым и поступил, бесплатно отучился, платно развелся, пришел в компанию в момент очередной ротации кадров, сразу же взяли. Счастлив, как слон.

Но так же есть и истории, когда молодой человек из Москвы, мечтает работать в "Аэрофлоте", а попадает на работу в "Ангару" и летает в Певек, Мирный и еще в другие места, которые с ходу на карте и не найти. Да зарплата, да должность, но счастья это не приносит, потому что ты в постоянном холоде, на удалении от цивилизации, и летаешь не на желанном А-330, а на нежеланном Ан-24.

При этом часто встречается и такое, когда в одну компанию приходят устраиваться сразу 10-15 человек молодых пилотов. Кого-то берут, кого-то нет. И тут первый вопрос: "А есть ли знакомые, которые могут за тебя поговорить?"

История из жизни номер пять:

Имен и явок рассказывать не буду, просто скажу, что в России это происходило. Молодой человек отучился, получил отличный красный диплом хорошего заведения, отличник. Пришел устраиваться, а его не приняли, потому что, как говорится "лицом не вышел". Предложили поработать бортпроводником, пока не будет нового набора. Работал 2 года. За это время компания пополнилась десятком новых специалистов, а он продолжал работать проводником, обивая пороги кабинетов с приемными комиссиями. Спустя два года плюнул на все, уволился и ушел в продажи.

Другой знакомый так уже 7 лет летает на должности старшего бортпроводника, живет в Москве, уже забил и смирился со своим положением. Естественно, все допуски и разрешения просрочены.

Повышение

Можно ли летать проводником рядовым, а стать бортпроводником класса бизнес или старшим? Да, можно, это стандартная карьерная лестница во многих авиакомпаниях.

Можно ли летать проводником, а потом стать пилотом? Да, можно, но через обучение и костыли в виде приема на работу.

Можно ли летать вторым пилотом, а потом стать командиром? Да, можно. Проявлять себя как человека серьезного и ответственного, найти подход к руководству, знать свою работу на 5+ и все получится. А можно ли устроиться вторым пилотом и летать всю жизнь? Конечно. И тоже частое явление.

Понижение

Бывают ли случаи, когда летал пилотом, а разжаловали в проводники? Нет, так не бывает, так у бортпроводников совершенно другая работа, другие допуски, другое обучение, иные навыки и требования.

Но один случай все же имеется. Лично с человеком не знаком, рассказывали.

История из жизни номер шесть:

Был вторым пилотом, на посадке взял управление на себя, допустил ряд ошибок, но все обошлось. А на разбор полетов явился с жуткого похмелья. За отличный ум и сообразительность мягко попросили данную должность более не занимать. А раз иной работы нет, да и менять место жительства не очень хотелось, то молодой человек уволился, а через неделю устроился в эту же компанию, но на должность бортпроводника. Летал проводником до самого закрытия компании.

Можно ли быть командиром воздушного судна, но чтобы понизили до второго пилота? Да, и такое бывает. Крайний случай был в компании "Победа", после декабрьской посадки в плохих метеоусловиях в Сочи. Командир ВС принимал неверные решения, подвергал опасности себя и пассажиров, а после разбора полетов его понизили до должности второго пилота, без возможности дальнейшего повышения.

-4

Опасно ли понижение или иные "косяки" в работе пилота?

Конечно. Помните историю, как в Иркутске самолет сел с включенными тормозами и разрушил частично стойки шасси? Кто виноват? Командир. Уволился по собственному, но авиация такая сфера, что только стоит что-то сделать на одном конце страны, как на другом уже будут знать что именно ты сделал не так.

Если фамилия попала в неблагоприятные новости в одной АК, то попасть потом в другую АК на работу будет крайне проблематично.

А представьте ситуацию, когда ты половину жизни потратил на то, чтобы стать пилотом, командиром, если хотите, что-то произошло и ты остался в таких условиях, когда более не можешь занимать свою любимую должность? Куда идти? К кому обращаться? Поможет только полная смена деятельности и отказ от полетов в составе экипажа.

В работе бортпроводников такое явление тоже встречается, но за иные проступки.

История из жизни номер семь:

Он работал проводником, так же как и я. Я устроился в 2017 году, а его в 2017 уволили по статье. Рейс Жуковский - Душанбе - Бишкек - Жуковский. Да, дозаправка в Бишкеке, потому что не было топлива в Таджикистане. Он догадался выйти на трап, установленный в хвостовой части самолета во время дозаправки и... И... Закурил. Премия Дарвина этому господину и почетное увольнение из стройных рядов бортпроводников по статье. А с подобной записью более ни одна авиакомпания себе данный кадр принять не захочет. Суммарно пролетал 4 месяца. Или около того.

А бывают ли позитивные исходы из происшествий? Само собой! 2019 год, Уральские авиалинии, Дамир Юсупов. Так пришел, отучился, а в сентябре крякающие парни предоставили ему возможность стать героем России. Да, смешного мало, хорошо, что все обошлось, но после этого предложения о работе в разных странах посыпались, как из рога изобилия. Плюс узнаваемость, плюс статус героя. Но подобное случается раз на миллион.

Итог

Да, пилотом стать можно, и отлетав проводником, и выйдя из школы, и в качестве второго высшего, и сделать данный вид деятельности основным. Но через костыли, трудности и прочее. Но есть парочка "НО":

  • Долго и дорого, а зарплата пилота не всегда радует на столько
  • Велик шанс не устроиться
  • Довольно шаткое положение в случае с ошибками

Но шанс есть. И если уж решился делать - дерзай, другой возможности не будет, если она есть сейчас.

И да, историй о том, как у кого-то получилось - тоже куча. И как в другие страны уходили работать и получали миллионы в месяц. В том же Emirates или Lufthansa регулярно происходят наборы пилотов с опытом.

Почему не стал я? А кто бы вам тогда рассказывал про работу бортпроводников? А если серьезно - не захотел тратить еще время своей жизни на учебу, на поиски работы и прочее. Да и моя должность мне очень нравится. Еще и рассказать о ней можно.

Благодарю вас всех за внимание и подписку, за то, что дочитали, промокод "Говорит старший бортпроводник" продолжает работать, увидели меня, назвали, получили в полете кофе и шоколадку, прилетели вовремя, сделали селфи, порадовались. И хорошего вам рейса! А я пошел на работу собираться, у меня сегодня ночной в Ош...