Новость с отстранёнными польскими трамваями "Pesa Fokstrot" получила неожиданное продолжение: их передадут в Уфу. Столица Башкортостана получит вагоны бесплатно, оплачена будет только перевозка.
Что можно про это сказать? Разумеется, хорошо, что рабочие качественные вагоны не будут порезаны на металл, а будут дальше служить людям, возить пассажиров. Почему бы и не Уфа - не только же москвичам ездить в хороших трамваях? Но есть множество но!...
Трамвайная система Уфы находится в глубоком упадке! В 2008 году единая сеть была разорвана - сняты пути по проспекту Октября, связывавшего центр с северными районами города.
В обеих оставшихся частях осталось не так много маршрутов. Техническое состояние вагонов - удручающее, да и их возраст - тоже.
Парк очень слабо обновлялся все эти годы. Большая часть вагонов уже почти выработала свой ресурс, возраст подбирается к 30 годам, или перевалил за него.
Небольшая партия вагонов 71-623 пришла уже больше 10 лет назад. Впрочем, когда я был в Уфе, то не видел их на линии, возможно они все были поломаны в тот момент.
Пути тоже довольно грустные, особенно на северном огрызке сети. Вагоны трясёт, как корабли при шторме.
Пассажиропоток в трамваях, как и следовало ожидать, не очень высокий. Ну логично, что на такой куцой сети некуда особо ездить. А если учесть не очень стабильную работу и не очень высокие скорости, раннее окончание работы, можно не удивляться, почему большинство пассажиров предпочитает пазики.
И вот в это депрессивное хозяйство предлагается отправлять почти новые (по уфимским меркам то особенно) вместительные трамваи. Сразу встаёт масса вопросов:
1) А точно ли такие трёхсекционные трамваи с такой вместительностью тут нужны, если даже одиночки плохо заполняются?
2) Освоит ли местный коллектив ремонт и обслуживание этих вагонов? Я уже подробно рассказывал про то, как плохо приживаются в регионах московские подарки.
3) Не угрохают ли окончательно эти вагоны на уфимских разбитых путях?
4) Самый главный вопрос остаётся без ответа: если в Москве не смогли наладить движение польских трамваях из-за отсутствия запчастей, то как предполагается этот вопрос решить в Уфе? Они каким-то волшебным образом там возьмутся?
Кстати, в новостях не сказано, сколько конкретно вагонов Pesa пойдёт в Уфу. Всего в Москве работало 70 вагонов. Если учесть, что на данный момент столько же действующих вагонов в Уфе всего, это бы конечно был интересный ход.. Но возможно отправят только небольшую партию.
Поймите меня правильно: я вовсе не против, чтобы уфимцы ездили на хороших трамваях. Наоборот, я только всеми руками и ногами за, чтобы трамваи в российских городах развивались, сети росли, пассажиропоток перетекал на них с пазиков и личных автомобилей.
Вот только в случае Уфы нужно провести сперва гигантскую подготовительную работу, начать, хотя бы, с восстановления линии по проспекту Октября. Потом можно капитально отремонтировать все текущие пути, обособить, где надо, возможно какие-то линии продлить немного, чтобы они стали более востребованными. Обязательно убрать дублирующие маршрутки и автобусы.
И вот тогда уже можно запускать новые трамваи на такую сеть.
Я очень боюсь, что кончится эта передача тем, что трамваи сразу по прибытии встанут под забор и так не выйдут на маршруты. Или походят немного, а потом также окажутся под забором. Очень не хотелось, чтобы такое произошло.
Так-то, конечно, подвижной состав уфимского трамвая давно пора обновлять. И увеличивать долю трамвая в пассажироперевозках. Но стоит делать это аккуратно и продуманно.
Кстати, с троллейбусом в Уфе ситуация не сильно лучше. Сеть постоянно сокращается, машин мало, маршрутов мало, доля в перевозках - сильно ниже, чем должна быть. Но тут, хотя бы, стараются обновлять парк.
Что думаете? Приживутся ли польские "Песы" в столице Башкортостана? Или малореально, что они там нормально заработают?