Найти в Дзене

К вам приедет… Наталья Салахова

Оглавление

Экономист по образованию, за рулем она более тридцати лет, двадцать с лишним из них работает в такси. И уже не представляет своей жизни без тех эмоций, что дарит ей вождение.

Ведь многие клиенты стали для нее не только постоянными пассажирами, но и друзьями. Как пришла в эту профессию и в чем нюансы работы в такси, Наталья рассказала нам при личной встрече.

Клиент всегда прав

При первом же взгляде на ее автомобиль можно понять, что машина для нашей собеседницы – не просто средство передвижения, а настоящий четырехколесный товарищ. Бережное и по­женски кокетливое отношение читается и в безупречной чистоте и украшении гирляндами салона, и в светлой кожаной обивке сидений, и даже в необычно обыгранном стразами руле. Может, это не так существенно, но определенно способствует комфортной поездке и созданию позитивного настроя. А это, по мнению Натальи, часть работы таксиста.

«Пассажиры садятся к нам в разном настроении, и наша задача – довезти их из пункта А в пункт Б в приятной атмосфере, без конфликтов. Убеждена, что каждый таксист в какой-то степени психолог. Люди замкнутые, вспыльчивые, даже если попадают в эту сферу, как правило, надолго в ней не задерживаются. Таксисту важно быть общительным и открытым, чтобы уметь выслушать, поддержать разговор, либо, напротив, помолчать, если видно, что клиент к беседе не расположен. Мне такая работа очень близка по характеру. Видимо, поэтому, попав в такси случайно, задержалась здесь на двадцать с лишним лет»,объясняет Наталья Салахова.

Впрочем, в ее ситуации такая случайность вовсе не удивительна: яркая и неординарная автоледи увлекалась машинами с юности. Пока одноклассницы Наташи зачитывались любовными романами, она предпочитала проводить время в гаражах у друзей, разбираясь в устройстве автомобилей. Или общалась с соседом-дальнобойщиком, с упоением слушая его рассказы о машинах и поездках.

Хмуриться не надо, «Лада»

«Сама не знаю, откуда у меня появился такой интерес к вождению, ведь в семье автомобиля не было, родителей за руль не тянуло. Но с подросткового возраста мне не терпелось получить права и начать водить. Как только исполнилось восемнадцать, осуществила эту мечту. За годы вождения поменяла много машин, но первой была «Лада», на которой я, едва получив права, поехала к родственникам в Самару»,пожимает плечами Наталья.

Стоит ли говорить, что волнения начинающая автоледи совсем не испытывала? Как тогда – при достаточно спокойной обстановке на дорогах, так и сейчас – при тесном потоке машин Наталья Салахова чувствует себя за рулем как рыба в воде. А внушительный водительский стаж только способствует этой уверенности. Впрочем, от скептического отношения со стороны многих мужчин­пассажиров ни одна женщина­водитель не застрахована. Наталья рассказывает:

«В такси я пришла, чтобы подзаработать на новый автомобиль. На тот момент уже окончила торговый техникум, затем институт и работала на складе. Днем выходила на основную работу, по вечерам – таксовала. Уже в те времена – а это было начало 2000­-х – в нашем городе встречались женщины-­таксисты, но, конечно, не так часто, как сейчас. Помню, мужчины-пассажиры, открывая дверь машины, но еще не видя водителя, иногда кричали: «Братан, погоди, докурю!», а потом удивлялись: «Ой, девушка…». И иногда ворчали. Это предвзятое отношение – мол, женщине за рулем не место – сохраняется и по сей день. Бывает, сядет мужчина и начинается: «Дама­-водитель… Нужно пристегнуться». Я всегда реагирую спокойно и доброжелательно. Многие из таких скептически настроенных, когда их довезешь, меняют свое отношение, некоторые – нет».

Вчера – пассажир, сегодня – друг

Как бы там ни было, ко всем своим пассажирам Наталья относится приветливо, с удовольствием поддерживает разговор. Благодаря такому позитивному общению поездки с ней проходят весело и незаметно, а, между прочим, автоледи работает не только по городу: поехать в любой уголок области и даже в другую область – для нее не проблема. Более того, это, по мнению собеседницы, один из больших плюсов ее работы – можно побывать в разных городах, походить по музеям.

«Машина дает чувство свободы. Подумайте, на какой другой работе я могла бы так же легко путешествовать, узнавать новых людей и новые места? Понятно, что кому-то это не так и нужно. Мы разные, и есть люди более закрытые и спокойные. Но мне всё интересно и нравится много общаться, еще и трудоголик по натуре. Если бы муж не сдерживал, таксовала бы больше: раньше и по ночам возила людей. Сейчас обычно выезжаю рано утром и приезжаю к вечеру»,подчеркивает Наталья.

За годы работы у вежливой и коммуникабельной автоледи появилось немало постоянных клиентов, к каждому из которых Наталья относится не формально, а по-дружески. Еще бы: некоторые маленькие пассажиры буквально выросли на ее глазах.

«Лет пятнадцать назад ко мне обратилась молодая женщина с просьбой возить и забирать ее сына из школы. Мальчик тогда учился в первом классе. В результате подружилась и с ним, и с его мамой. Мы запросто могли встретиться и пообщаться не по работе. Потом, конечно, Никита подрос и стал сам добираться до школы. И вот звонит мне недавно и спрашивает: «Тетя Наташа, а вы не найдете нам три одинаковые машины для свадьбы? Я женюсь». Говорю: «Никита, ты ж еще молоденький!». А он мне: «Тетя Наташа, мне уже двадцать три»,смеется Наталья.

За рулём комфортно

А пока друзей-пассажиров становится всё больше, количество приятелей среди водителей, напротив, убывает. Автоледи сетует: раньше у таксистов было сообщество, все друг друга знали, много общались, отмечали вместе праздники и поддерживали в любых ситуациях. Сейчас желающих работать за рулем намного больше, но они сами по себе, общаются группами, многие и вовсе не задерживаются в профессии, поскольку физически и эмоционально им тяжело.

«Всё чаще на первый план выходят финансы. Многие устраиваются в такси потому, что работать на себя удобно – деньги получаешь сразу, сколько поездишь, столько и заработаешь. Но водят механически, работают на износ, потому раздражаются, дергаются, огрызаются на пассажиров. Такого быть не должно. Профессиональному таксисту нужно уметь сдерживать эмоции и не допускать чрезмерной усталости – важно понимать, что ты отвечаешь и за себя, и за пассажиров»,объясняет Наталья.

Сама она на данный момент о смене работы даже не задумывается. По словам собеседницы, она дважды уходила из такси, но каждый раз не выдерживала и возвращалась. Почему?

«Даже не знаю. Дело не в адреналине и даже не в эмоциях. Просто мне комфортно за рулем, нравится ездить, разговаривать с людьми. Конечно, работа у нас непростая, иногда даже опасная: сами понимаете, клиенты бывают разные. Но мы всегда на связи с операторами, если видим, что люди ведут себя неадекватно, можем отказаться их везти.А еще мне нравится работать на себя, есть возможность отскочить по личным делам, помочь детям. Но такая работа подходит далеко не всем. Тех, кто обладает недостаточным самоконтролем, работа в такси может слишком расслабить. Ведь мы сами себе хозяева: чувствуем, что устали, можем запросто устроить выходной. Но если часто этим пользоваться и не выходить на смену, работа получится сомнительная»,признается Наталья.

На одной волне

Свободное время автоледи тоже предпочитает проводить активно. Ее запросто можно увидеть за рулем… мотоцикла! Наталья Салахова – одна из членов мотоклуба «Ночные валькирии» и с гордостью носит фирменный жилет.

«Всё начиналось со скутера, который приобрела много лет назад. Тогда для вождения на этом виде транспорта еще не требовались права. А потом как-то раз попала в Нижний Новгород на открытие мотосезона и восхитилась девушками за рулем двухколесных коней. Сразу поняла – мне тоже нужен мотоцикл. С тех пор свободно катаюсь и на нем. Впрочем, это не значит, что постоянно за рулем –
пешие прогулки никто не отменял»,улыбается Наталья.

Кажется, среди ее увлечений вы не найдете спокойных и более привычных для женщин. Но это не так. Помимо вождения, Наталью Салахову очень увлекает… огород. На своем участке она с удовольствием сажает цветы и деревья, а урожай выходит на славу. Семья отмечает, что у энергичной и деятельной Натальи к этому особый талант.

«Близкие меня во всём поддерживают. Они давно привыкли и к моей работе, и к увлечению мотоциклами. Более того, муж и брат тоже работают в сфере такси, так что мы на одной волне. Очень важно найти профессию, подходящую именно для вас. Мне это удалось».

Ранее мы рассказывали о водителе МУП «Экспресс» Олеге Кабаеве.

Ксения КНЯЗЕВА

Фото из личного архива Натальи Салаховой