Найти тему

Концептуальное мышление: предназначение, перенос, социализация, трудности и критерий успеха. ч.6

Концепты, логические конструкты (схемы) – это теории о предметной области, упорядочение и проверка субъективных представлений о реальности. Цель разработки концепта – построение гипотез об изменение окружающей среды в результате нашего воздействия, то есть проверка верности представлений о реальности через эксперимент.

Концепты можно переносить из одной предметной области в другую.

Цели переноса концептов

1. Минимизация усилий понимания и управления. Мы получаем возможность управлять чем – либо при минимальной подготовительной работе. Важно оценить обоснованность переноса конструкта на новую область. Результат, скорее всего, будет отличным от того, на который рассчитываем, однако, в любом случае, мы что – то поймём о предметной области.

2. Получение нового объективного знания. Мы наблюдаем факты изменения результата, следующие за применением конструкта, и делаем обоснованные выводы о реальности, то есть получаем новое знание. Критика элементов конструкта, их связей, осмысление фактических результатов, изменение конструкта – это всё способы получения нового знания.

Социализация - донесение концепта, схемы до окружающих людей. Очень важно использовать при социализации те средства, которыми владеет целевая аудитория. Простейший пример – это обучение детей моральным категориям. Взрослые рассказывают им сказки, истории простыми словами и с простым выводом, а не разворачиваем перед ними философские теории.

Замена или изменение личностной концептуальной схемы на другую – это одна из самых трудных мыслительных задач, которая должна быть решена при очевидной нестыковке схемы и с реальностью. Чаще и успешнее всего она решается при существовании реальной угрозы интересам, жизни человека, его личному благосостоянию, успешности в социуме.

Успех концепции – в её обширной практике применения. Для этого её нужно создать такой, чтобы она была понята и использовалась людьми для удовлетворения их потребностей. При этом, важно понимать, что чем больше условий – тем сложнее применение (одновременное выполнение всех условий).