Вторая Книга Ездры
=4=
==================
17. Вторая Книга Ездры (04). И начал говорить второй, сказавший о силе царя. (Видео).
17. Вторая Книга Ездры (04). И начал говорить второй, сказавший о силе царя. (Аудио)
====================
И начал говорить второй, сказавший о силе царя:
— О, мужи! Не сильны ли люди, владеющие землёю и морем и всем содержащимся в них?
— Но царь превозмогает и господствует над ними и повелевает ими, и во всём, что бы ни сказал им, они повинуются.
— Если скажет, чтоб они ополчались друг против друга, они исполняют; если пошлёт их против неприятелей, они идут и разрушают горы и стены и башни, и убивают и бывают убиваемы, но не преступают слова царского; если же победят, всё приносят царю, что получат в добычу, и всё прочее.
— И те, которые не ходят на войну и не сражаются, но возделывают землю, после посева, собрав жатву, также приносят царю и, понуждая один другого, приносят царю дани.
— И он один, если скажет убить − убивают; если скажет отпустить − отпускают; сказал бить − бьют.
— Сказал опустошить − опустошают; сказал строить − строят; сказал срубить − срубают; сказал насадить − насаждают.
— И весь народ его и войско его повинуются ему. Кроме того, он возлежит, ест и пьёт и спит, а они стерегут вокруг него и не могут никто отойти и делать дела свои, и не могут ослушаться его.
— О, мужи! Не сильнее ли всех царь, когда так повинуются ему?
И замолчал юноша.
Третий же, сказавший о женщинах и об истине, − это был Зоровавель, − начал говорить:
— О, мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но кто господствует над ними и владеет ими? Не женщины ли?
— Жёны родили царя и весь народ, который владеет морем и землёю.
— И от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино.
— Они делают одежды для людей и доставляют украшение людям, и люди не могут быть без жён.
— Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив всё, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на неё, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи.
— Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей, и с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей.
— И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами. Не подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаёте ли и не приносите ли всего жёнам?
— Берёт человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдёт, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной.
— И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.
— Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них.
— Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин.
— Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему?
— Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя.
— Она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке.
— И при всём том царь смотрел на неё, раскрыв рот:
— Если она улыбнётся ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает её, чтобы помирилась с ним.
— О, мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они?
Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, а он начал говорить об истине.
— О, мужи! Не сильны ли женщины? Велика земля, и высоко небо, и быстро в своём течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на своё место.
— Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего.
— Вся земля взывает к истине, и небо благословляет её, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.
— Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей.
— А истина пребывает и остаётся сильною в век, и живёт и владычествует в век века.
— И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела её.
— И нет в суде её ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков:
— Благословен Бог истины!
И перестал он говорить. И все возгласили тогда и сказали:
— Велика истина и сильнее всего.
Тогда царь сказал ему:
— Проси, чего хочешь, более написанного, и дадим тебе, так как ты оказался мудрейшим, и будешь сидеть подле меня, и будешь называться родственником моим.
Тогда сказал он царю:
— Вспомни обещание, данное тобою в тот день, в который ты принял царство твоё, что ты построишь Иерусалим и отошлёшь все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир, когда дал обеты разорить Вавилон, и обещался выслать их туда.
— А ты обещался построить храм, который сожгли Идумеи, когда Иудея опустошена была Халдеями.
— И об этом самом теперь я прошу тебя, господин царь, и умоляю тебя, и в этом величие твоё:
— Прошу тебя исполнить обещание, которое ты устами твоими обещал Царю Небесному исполнить.
Тогда царь Дарий, встав, поцеловал его, и написал ему письма ко всем правителям и начальникам областей, и военачальникам и сатрапам, чтобы они пропустили его и с ним всех, идущих строить Иерусалим.
Также писал письма ко всем местным начальникам в Келе-Сирии и Финикии и находящимся на Ливане, чтобы привозили с Ливана в Иерусалим кедровые дерева и помогали ему строить город.
Писал о свободе и для всех Иудеев, отправляющихся из царства в Иудею, чтобы никто из имеющих власть, областной начальник и сатрап и правитель, не приходил к дверям их, но чтобы вся страна, которою они владеют, изъята была от даней, и чтоб Идумеи оставили селения Иудеев, которыми они владеют.
Также, чтобы даваемо было на построение храма каждогодно по двадцати талантов, доколе не будет построен.
И для приношения на жертвенник каждодневных всесожжений, сверх семнадцати предписанных, даваемо было ещё по десяти талантов в год.
И чтобы всем, отправляющимся из Вавилона, была свобода строить город, как самим, так и потомкам их и всем священникам, которые пойдут.
Писал также и о содержании, и о священническом облачении, в котором служат.
Написал давать содержание и левитам до того дня, когда совершится храм и построен будет Иерусалим.
И всем, стерегущим город, предписал давать жалованье и продовольствие.
Отпустил и все сосуды, которые отделил Кир из Вавилона; и всё, что велел сделать Кир, и он повелел исполнить и послать в Иерусалим.
И когда вышел юноша, то устремил лице своё на небо против Иерусалима, возблагодарил Царя Небесного и сказал:
— От Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб.
— Благословен Ты, даровавший мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи, Боже отцов наших.
И, взяв письма, отправился и пришёл в Вавилон и объявил всем братьям своим.
И они возблагодарили Бога отцов своих за то, что даровал им свободу и разрешение идти и строить Иерусалим и храм, на котором наречено имя Его. И ликовали с музыкою и веселием семь дней.
++++++++++++++++++++++++++++