Моя давняя и непреходящая любовь - собаки. Я сама 30 лет назад работала в КЦ "Сокольники" и горжусь, что училась дрессуре у Мастеров своего дела - Константина и Юлии Карапетянц. Кстати, полученные тогда навыки очень сильно пригодились мне и в бизнес-тренерстве: сейчас, когда я уже без пяти минут магистр бизнес-педагогики, я могу с уверенностью сказать, что принципы обучения любого живого существа одинаковы. Просто кому-то нужно больше объяснять, а кому-то - показывать.
О собаке я мечатала сколько себя помню. В 1980-х годах у нас почти не было литературы по кинологии, и я от руки переписывала пособие 1973 года, а схемы скелетов и мышц перерисовывала на окне (книга была чужая и через копирку обводить было нельзя). А потом нам в подъезд подкинули щенка. Еще слепого, размером с хомячка. Помню, как для щенка притащили ящик из-под яблок из ближайшего магазина и несколько дней он жил на лестничной клетке рядом с нашей квартирой. Я каждое утро вставала кормить из пипетки и убирать за щенком. Мне было 13 лет. Родители посмотрели на это дело и поняли: надо брать.
Динка получила 1 степень цирковой дрессировки, состояла в шоу-группе клуба беспородных собак "Пиф", выступала в толпе на Днях города. Кто работает с собаками, тот знает, что в плотной толпе животные плохо себя чувствуют, могут проявлять агрессию, а если еще эта толпа - дети, которые кричат, делают резкие движения и тянутся потискать - то для собаки это вообще караул. Поэтому для такой работы подходят далеко не все животные. Динка подошла. Настолько, что мы даже выступали на сцене театра Дуровой в спектакле, посвященном 100-летию Каштанки. А потом работали для юных зрителей в фойе.
Разумеется, ни одной медали за породу у Динки быть не могло. Все награды - исключительно за дрессировку. Мы приходили в школу на Дни учителя, и собака лежала под партой, четко исполняя команду "Место". Учителя ее обожали: она никогда не гавкала, ни на кого не огрызалась и вообще за время урока никак себя не проявляла. Зато на перемене с ней играли все желающие.
Однажды День учителя попал на день, когда у нас по расписанию был урок НВП (Начальной Военной Подготовки). Вел его полковник в отставке (увы, забыла имя). Он был очень возмущен, что в строю стоит какая-то псина. Я тут же припомнила полковнику Ингула, Мухтара и пограничного пса Алого. Тот не поверил и велел нам продемонстрировать строевую подготовку. Подумаешь! Команду "рядом" собака знала назубок. А после мне пришлось с ходу делать доклад о военных специальностях собак.