Незапланированный материал – знакомые собрались вести бизнес с Китаем, летят в Гуанчжоу и задались вопросом: а как общаться с китайцами на расстоянии, как передать сообщения, созвониться? Оказалось, что это не так и просто. Нет, послать письмо по e-mail, конечно, можно без проблем, а вот быстрые сообщения – с этим незадача. Не так давно мы столкнулись с тем, что некоторые соцсети в России стали недоступны. А Китай уже давно ввел политику ограничения иностранных мессенджеров, соцсетей и приложений. Для своих граждан в Китае созданы свои онлайн-сервисы. Причем есть такие, функционал которых сочетает сразу и мессенджер, и соцсеть, и платежную систему и многое другое. И нет, это не реклама, а навигатор для тех, кто хочет понять, как живет и чем пользуется Поднебесная в виртуальных пространствах.
WeChat (微信 wēixìn)
Пусть вас не смущает англоязычное название "we chat" – "мы болтаем", сеть изначально задумывалась как международная, для быстрого обмена текстовыми и голосывами сообщениями. Есть у нее и китайское название – 微信 wēixìn. Кстати, в мае 2017 г. доступ к WeChat был ограничен в России, но восстановлен очень быстро – всего через неделю. WeChat не особо нужен для разовой туристической поездки в Китай, но если вы задумались об учебе, работе в Китае, о бизнесе с китайцами или планируете частенько наведываться в Китай на отдых или лечение, то WeChat совершенно необходим – просто потому что привычные нам мессенджеры наподобие WhatsApp или Viber в Китае не работают, а общаться с китайцами, переписываться, созваниваться, обмениваться фото, видео, файлами документов понадобится. Поэтому – WeChat, который кроме того еще и выполняет функцию платежной системы, система WeChat Pay позволяет осуществлять платежи и переводы, и это удобно. Кстати, к WeChat Pay на территории РФ подключены РЖД, Уральские авиалинии, Спортмастер и др. Далее: WeChat – это соцсеть, где китайцы имеют аккаунты, создают группы по интересам, делятся информацией, пишут посты. Здесь можно подписаться на знаменитостей, на популярный музыкальный или кулинарный блог и т.д. В WeChat вызывают такси, покупают ж/д билеты, бронируют отели, записываются на прием к врачу – в общем, вся жизнь в одном приложении.
Alipay (支付宝 zhīfùbǎo)
Вот ровно тот случай, когда, что называется, "не вичатом единым". В кафе и магазинах куда удобнее платить с помощью платежной системы Alipay. Кстати, в России Alipay тоже работает, к системе подключены РЖД, Сбербанк, ГУМ, ЦУМ, Азбука вкуса, Спортмастер и др. С помощью Alipay можно не только оплачивать покупки, но и заказывать такси, покупать билеты на поезда и автобусы, управлять банковскими счетами, оформлять страховки, брать в аренду транспорт (в том числе и велосипеды), хранить в сервисе цифровые копии основных документов (чтобы не носить с собой оригиналы), оплачивать штрафы, налоги, сборы и т.д. и т.п. Кстати, на логотипе компании – иероглиф 支 из китайского названия сервиса 支付宝 zhīfùbǎo.
Baidu (百度 bǎidù)
Baidu – это поисковая онлайн-система, выросшая до размеров всеохватного веб-сервиса. Это и браузер, и антивирус, и облачное хранилище, и онлайн-переводчик, и онлайн-энциклопедия (обогнавшая по популярности и охвату китайскую Вики), и социальная сеть, и музыкальный сервис, и блоги, и еще это электронные карты с системой навигации, что очень важно, потому что (та-дам!) Goggle maps и Yandex maps в Китае не работают.
Есть, конечно, в Китае и свой весьма своеобразный сервис онлайн знакомств – Tantan, 探探 tàntàn, азиатская сеть номер один для знакомства, общения, свиданий.
Самый популярный и крупный сервис онлайн покупок – Taobao, 淘宝 táobǎo. 淘宝 переводится как "выбирать лучшее". Кто сталкивался с заказами на Таобао, скажите, сеть оправдывает название?
Есть в Китае и свой аналог той самой запрещенной сети, в которой не только общались, выкладывали фото и видео с котиками, едой, пальмами и прочими атрибутами красивой, обеспеченной жизни, но и зарабатывали, предлагая, кто услуги, а кто товары – Xiaohongshu , 小红书 xiǎohóngshū, что можно перевести как "Маленькая красная книжечка". Это такой гибрид соцсети и онлайн площадки для торговли.
Наиболее популярный сервис онлайн-доставки – Meituan, 美团 měituán. Продукты из ресторанов и магазинов, цветы, подарки, прокат самокатов и велосипедов – ежедневно сервисом пользуются более 35 млн человек, а всего на платформе Meituan – более 5 млн продавцов со своими товарами и услугами, всего же в системе зарегистрировано более 600 млн пользователей. Объемы движения товаров, конечно, невероятные.
В общем, во всем современном мире, а в Китае особенно – без онлайн-приложений никуда. Оплатить что-то наличными бывает проблематично, а в некоторых заведениях (магазинах, кафе) вообще уже забыли, что такое бумажные деньги – все онлайн. Выйти из дома без телефона – это и без связи, и без денег. Даже бабушки на рынках оплату через телефоны принимают. Что поделать – страна высоких технологий.