Экскурс в причины
Существует мнение, что панкреонекроз – это результат злоупотребления алкоголем и удел «алкоголиков». Такое мнение бытовало и в народе, и среди врачей. Мир меняется. Появляются новые вредные факторы, являющиеся не менее агрессивными, чем этанол.
Диагноз панкреонекроза страшен тем, что осознание проблемы у родственников, некоторых врачей и у самого пациента происходит медленно, а летальность от заболевания – высока. Пациент в сознании, сам дышит, абсолютно критичен и даже может шутить, но…
Недооценка проблемы приводит:
- к поздней госпитализации,
- задержке с некоторыми лечебными методиками в стационаре,
- быстрому достижению «точки невозврата», когда помочь уже нечем.
Нет ничего ценнее жизни. Реаниматологи и хирурги (когда приходит их этап) выжимают себя в прямом и переносном смысле, чтобы догнать и обогнать фатум, преследующий больного панкреонекрозом.
С возрастом и зрелостью всё больше убеждаюсь, что человек должен получать полный объем помощи, вне связи с психосоциальными причинами болезни.
Мировой опыт (статистика) указывает ещё на одну частую причину панкреонекроза – желчно–каменную болезнь (ЖКБ). При некоторых обстоятельствах камень блокирует выход «сока» поджелудочной железы, что повышает давление в железе и запускает её «самопереваривание».
Таким образом, первопричина панкреонекроза – это поражение её клеток вследствие внешних факторов (таких как алкоголь, токсины, травмы, ЖКБ).
Экскурс в болезнь
Когда pancreas (поджелудочная железа) повреждается, из её клеток выходит агрессивный, разрушающий ткани «коктейль». Сперва он протекает в брюшную полость, создавая ферментативный перитонит. Затем попадает в кровь. И проблемы начинаются далеко за пределами поджелудочной железы.
Я считаю ферментативный перитонит (осложнение панкреонекроза) самым коварным из перитонитов. Его не разрешить одной операцией и не «отмыть» навсегда. Он возобновится и продолжит «убивать» организм, пока продолжается разрушение поджелудочной железы. Поэтому хирурги создают промывную систему для брюшной полости и применяют различные хирургические методы по снижению выраженности ферментативного перитонита.
Проблема оказания своевременного и полного объема интенсивной терапии на всех этапах болезни привела к созданию специализированных Центров лечения панкреонекроза. Отдельного направления медицинской науки, сплава хирургических, анестезиологических, реанимационных, гастроэнтерологических, пульмонологических, нефрологических, терапевтических, эндокринологических и других направлений.
О главном повреждающем факторе при панкреонекрозе
О пищеварительных ферментах поджелудочной железы. Почему они опасны?
Их «рабочее» место в кишечнике, эти ферменты здесь переваривают пищу. Накопившись и выйдя из pancreas, по общему желчному протоку, ферменты попадают в двенадцатиперстную кишку через сфинктер Одди, и в просвете кишечника переваривают любую ткань растительного и животного происхождения.
Сама слизистая кишечника от переваривания природой одарена защитными факторами. Если защита ослабевает или человек длительно голодает – ферментам нет разницы, что переваривать, они повреждают слизистую кишечника до язвы (болезни желудочно-кишечноготракта), связанной с агрессивной переваривающей ферментной средой.
Все пищеварительные ферменты – это «химические убийцы». И мы знаем их «по именам». Они «сильные» и каждый имеет специализацию. Амилаза расщепляет углеводы, липаза – жиры, протеаза – белки. А сам коктейль из этих ферментов – универсальное расщепляющее средство, не имеющее избирательности, что растворять. По повышению амилазы в крови врачи судят об активности патологии поджелудочной железы (входит в стандарт исследования при панкреатитах и панкреонекрозах).
Об ИВЛ пациентам с панкреонекрозом
Не просто психологически переводить больного на ИВЛ (искусственную вентиляцию легких), когда он контактен, ориентирован в ситуации и месте, шутит, имеет признаки развитых интеллекта и воспитания, вы общаетесь, рассказываете друг другу о своих планах (врач – о планах на лечение, пациент – о планах на жизнь). Но данные анализа газов крови и выраженность дыхательных расстройств не оставляют сомнений в неизбежности ИВЛ.
Перевод пациентов на ИВЛ – необходимая мера интенсивной терапии при тяжелом повреждении легких. После перевода на ИВЛ не все больные «вернутся» к сознанию (не потому, что так действует ИВЛ, а потому, что началось серьезное повреждение органов вследствие ферментативного перитонита, способное стать необратимым). Без перевода на ИВЛ– погибают 100% (от тяжелой гипоксии – нехватки кислорода в тканях)
О плохих сценариях болезни – в моем ТГ канале (во избежание очередной блокировки канала на Дзен из-за якобы шок-контента)
На этом короткий рассказ реаниматолога о панкреонекрозе завершен, во второй статье поделюсь случаем из практики, запомнившимся мне навсегда.