Сегодня мы немного погуляем по руинам орденского замка Каймен (Заречье, Калининградская область). Долго я не могла туда собраться. Уж больно много у нас подобных руин – глаза разбегаются. А здесь и замок, и городище, и даже современное капище!
Давеча писала диплом по "Экскурсоведению". Понимала, что комиссию удивить будет сложно – они каких только маршрутов не перевидали за минувшие годы. Вот и надумала в качестве "изюминки" для своего маршрута взять тему неоязычества в Калининградской области. Кстати, за основу подобрала одну из своих давнишних статей про Русское (ссылка будет в конце). Пока штудировала тему современного язычества, узнала, что недалеко от Каймена есть ещё одно неоязыческое капище, на которое, к слову, мы пока не попали. Зато этот факт так подогрел интерес к Заречью, что я наконец-то собралась и доехала до него.
Начнём с городища. Городище, на месте которого был построен орденский замок, расположено на высоком берегу ручья и имеет две площадки: меньшая размерами 77х56 м (цитадель), большая – 146х73 м (форбург).
Предположительно район Кайм с прусской крепостью покорился ордену ещё во время крестового похода Оттокара II в январе 1255 года. Позже крепость была передана перешедшим на сторону ордена пруссам. В 1261 году крепость была перестроена как замок ордена. Этот же год считается официальной датой основания замка. По остаткам валов предполагается, что прусская крепость располагалась на месте замкового форбурга.
В тот тёплый весенний денёк я сильно боялась нахватать на себя клещей. Облившись репеллентами с головы до ног, я надеялась, что это восхитительное амбре отпугнёт не только членистоногих, но и всё живое в радиусе нескольких километров. И, надо сказать, прогулка получалась очень приятная. Горы чьих-то костей под нашими ногами не особо портили настроение. Единственное, я всё-таки надеялась, что они не являлись следствием действия моих репеллентов. А то мало ли... какого размера ныне клещи.
Продолжая экскурс в историю... Замок Каймен относился к комтурству Кёнигсберг и являлся центром административной единицы камерария. Многочисленные набеги литвинов в конце XIII и XIV веках ни разу не завершились взятием замка, поскольку гарнизон и нашедшие в нём убежище местные крестьяне-пруссы отбивали все литовские попытки захватить его. В XIV веке Каймен был отстроен в камне. В 1424 году упоминается первый камерарий ведомства (прусс по происхождению) фон дер Тренк. Стоит отметить, что в местах, где преобладало прусское население, орден предпочитал на таких должностях иметь пруссов, которые знали местные нравы, обычаи и язык.
Мы ходили вокруг замковых стен, слушая звуки и шорохи весеннего леса... Вот я задумала немного сойти с тропинки, чтобы из угла запечатлеть южную сторону замка, и чуть не наступила на небольшой чёрный шланг. Абсолютно чёрный, без жёлтых точек на ушках... Я решила, что обойдусь без этого замечательно ракурса ужной, вернее, южной стороны замка. Тем более, что в этом углу лежал явно не уж...
После Второй мировой войны постройки в замке уцелели и использовались под хозяйственные нужды. Однако отсутствие своевременного ремонта сделало то, чего не смогла сделать война: привело к обветшанию, и, как следствие, к разрушению. В 80-е годы в постройках располагался свинарник. К 2000 году практически все постройки были разобраны. По периметру замка (с севера, запада и юга) до сих пор просматриваются остатки замковых стен, которые местами достигают девятиметровой высоты! Также по всему периметру сохранились фундаменты стен.
В юго-западном углу сохранился подвал с цилиндрическими сводами. Я в него рискнула заглянуть, но только чуть-чуть. Дальше лезть не рискнула. Больно ненадёжным он выглядел. Хотя судя по свежим бутылкам, которые там лежали, кто-то периодически там куролесит и весьма активно.
Лес продолжал наполняться звуками весны: шум ручья, пение птиц, шелест молодых листочков, шорохи... шшшшорохи. Теперь эти звуки не воспринимались столь безмятежно. Из-под наших ног расползалось огромное количество змей. В основном, это всё-таки были ужи. Они лежали на битом кирпиче, камнях и даже висели на ветках. Мы вышли в тень южной стены замка, но ужей там меньше не стало. Они лежали и наблюдали, будто маленькие, но весьма многочисленные духи этого места...
Совсем скоро руины покроет ядовитый борщевик, ещё более надёжный хранитель руин от незваных гостей. Лучше уже ужи...
С каждым годом эта земля, моя родная земля, Калининградская область, раскрывает передо мной свои новые грани. Они не только в её истории, они – в особом энергетическом наполнении, которое я ощущаю каждой клеточкой моего тела. Я ищу городища, руины замков и кирх, пробираюсь по лесам и случайно обнаруживаю следы старых аллей, железных дорог и фундаментов погибших посёлков. Лишь однажды я попыталась надолго покинуть родной край, и это, скажу я вам, были тяжелейшие месяцы в моей жизни: я не могла спать, не могла есть, я не могла думать и дышать. Я раньше не знала, что можно с такой силой любить... нет, даже не любить, с такой силой быть привязанной к родной земле. И я не утрирую. Вы знали, что можно бояться лечь спать лишь потому что знаешь, что тебе вновь приснятся родные придорожные аллеи?... А ты тут же осознаешь себя во сне, потому что отчаянно помнишь, что ты не там?! Это только звучит нелепо. А в жизни это невыносимо!
Не знаю, дар это или проклятье, но для меня нет большего счастья, чем просто иметь возможность ходить по родной земле... Она питает меня силой, она – досталась нам дорогой ценой. Мне страшна даже мысль о долгой разлуке с ней...
Обещанная ссылка на статью о посёлке Русское:
И ещё больше публикаций на похожую тему:
Приглашаю в мои группы в VK "Калининградские прогулки" и "Творческий поиск", а также на телеграм канал.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
Статья на PABLIKO