583 подписчика

Может ли немой заговорить? О спектакле "Речи немых" в МХТ им. Чехова

Человек раскрывается только тогда, когда осознает, что он достойно прожил жизнь!

Так может ли немой заговорить?

Наверное, да! Если припрет, если уже не будет сил терпеть, если захочется рассказать и поделиться всем, что накопилось на душе. Душа же не железная, она болит, плачет, мучается, страдает. И наступает момент, когда хочется не просто говорить - хочется ОРАТЬ!

Молодой режиссёр Екатерина Шихова взяла очень не простой материал - фактически документальную книгу Виктора Бердинских "Речи немых" - и поставила на Новой сцене МХТ имени Чехова спектакль с одноименным названием. Премьера состоялась в ноябре 2023 года. Автор инсценировки - Олеся Лихачёва.

В этой книге собраны рассказы и воспоминания реальных людей, а точнее крестьян, живших в нашей стране в непростое время. Хотя время никогда простым не бывает!

Как говорится, времена не выбирают!

Виктор Бердинских лично исколесил бескрайние просторы нашей страны и собрал уникальный материал. Здесь и дореволюционное время, и коллективизация, и раскулачивание, и индустриализация, а также Великая Отечественная война. Крестьянам (по сути безголосым гражданам) никогда и нигде не удавалось высказать свое мнение, поделиться чем-то сокровенным, рассказать о наболевшем. Кому-то это покажется скучным и неинтересным, но ведь это же наша история, наши предки, наши корни. Читать это тяжело и больно, но необходимо.

Давайте напряжём свой слух и послушаем: о чем может рассказать "немой"?

Когда Екатерина Шихова прочитала книгу Виктора Бердинских, она сразу решила ставить ее на сцене:

Несмотря на архаизмы, которые там используются, несмотря на то, что люди, которые говорят все эти монологи, родились еще до Революции, я вдруг услышала такое сегодняшнее звучание, когда читала эту книгу. Мы говорим практически теми же самыми словами, что и люди, которые жили 100 лет назад до нас. И я увидела в этом себя. Вот, например, у нас тоже какие-то присказки сохранились и в моей семье, вера в то, что будет лучше, потерпим — поживем.

В спектакле участвуют всего пять актеров, которые играют простых деревенских людей, рассказывающих об отражении больших исторических событий в своих жизнях. Павел Ващилин, Ксения Теплова, Вероника Васант, Илья Козырев, Артем Соколов. Эти великолепные актёры, служащие в МХТ имени Чехова, по очереди рассказывают зрителям трогательные истории и байки как будто ведут диалог друг с другом, как будто передают эстафету памяти.

Рассказы о прошлом – это великая панорама души народной. Великий дар человечности, умение остаться людьми в эпоху страшных испытаний и потрясений, когда, казалось, цена отдельной человеческой жизни упала до минимума, а на карту поставлена судьба целых народов – это ли не сокровище русской истории.

Обстановка на сцене очень аскетичная: разбросана настоящая земля, в которой закопана ... картошка. Актёры практически все время сидят на полу или на табуретках. Декораций нет, не прикроешься, не спрячешься. На сцене только актерское мастерство и больше ничего.

Начинается спектакль очень резво, бойко, зрители мгновенно вовлекаются в действие: ребята рассказывают об архаизмах - словах, которые раньше использовали в обиходе русские люди, описывают значение многих слов. Это любопытно и интересно.

Павел Ващилин. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90299.jpg
Павел Ващилин. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90299.jpg

Затем идут рассказы:

Мать всегда старалась внушить нам, что земля – это источник жизни. Если будешь ученым, когда в люди выйдешь, но и от сохи-бороны никто не откажет, держись за землю всегда. Земля – мать-кормилица.

Жилось раньше не в тягость. И жилось веселее, чем сейчас нынешней молодежи. Особых случаев не вспоминается из детства, памяти не стало, а вспоминается деревня, беготня босиком, птицы поют. Когда утром встанешь вместе с отцом или матерью пораньше, вместе с солнышком – солнышко всходит, везде жаворонки поют.

Весь год в питании разделяли на посты и мясоеды. В посты питались только постной пищей: варили из крупы щи, кашу, из репы — репницу, из лука — луковицу, гороховицу из гороха, квас с хреном, грибовницу летом, картофельницу, льняное масло с картошкой, рыбу, заваривали капусту. Мясоедом питались мясной пищей: варили суп, жарили картошку с мясом, молоко, творожное молоко (грудки) со сметаной. Вся семья ела из одной чашки деревянными ложками.

В 17-м году революция была – царя свергли. Мы, конечно, и не знали. Потом узнали. Не было ни соли, ни краски, ни спичек, ни табаку – ничего, а жили. С лучиной пряли. Неграмотный народ все придумает. А краска была – луковое перо, елшиновая кора молодая, от елки, значит.
Павел Ващилин. Ксения Теплова. Вероника Васант. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90301.jpg
Павел Ващилин. Ксения Теплова. Вероника Васант. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90301.jpg

А пришел семнадцатый, я в Петроград пошел, за правдой. Помню, собрались мы, мужики и говорят, – ты боевой, ты и езжай, узнай, как тамо кончать али нет войну. Пришел я, отца встретил, объяснил он мне, что к чему, какая революция, тогда я еще не очень разбирался в политике, это сейчас здоров, а тогда болен был еще. Отца в сентябре убили, так я не знаю кто. Но Петроград уже бунтовал, спокойствия в городе не было, патрули везде, пропуски. Остался я в Петрограде, понял, здесь мое место, отца должен заменить. Мы были готовы уже 20-го числа. А потом на штурм пошли. Сколько мы ждали этого, думали, Зимний возьмем, вся страна будет за нами, КАК МЫ ТОГДА ОШИБАЛИСЬ! Ты думаешь, что так просто было, как пишут, – все было: и давка и стрельба, кто первый ворвался, потом если падал, то по нему и бежали, а сколько скульптур переломали, побили, тогда никому ничего не надо было.

А тут нас передовых рабочих послали в деревню, строить колхозы, крестьянский путь к коммунизму, как мы считали. Ходили уговаривали людей, силу приходилось применять. Неохотно люди шли в колхоз, жалко со своим расставаться, частнику надежней жить.

"Самообложение" – этот налог выпущен в 1927 г. Я пошел по деревням и стал пояснять, что пришло распоряжение, и что мужик должен обложить сам себя налогом, который называется "самообложение". Мужики ничего не могли понять и говорили: и так налогов много, и тех не можем выплатить, а им еще мало.

Коллективизация… Просыпаюсь в холодном поту, если ночью вспомнится. Собрание… Место за столом занимает человек из района в черной гимнастерке (но не военный), довольно неприветливый на вид. Выкладывает на стол наган, ведет речь о добровольном вступлении в колхоз. Бедняк да лодырь вступал безропотно, ибо у него кроме кошки в доме живности не было.

И теперь, видишь, не все ровно живут, и раньше так же было. Были и такие, что выделялись. Вот у нас один в деревне Игнаха жил. Дом-пятистенок ему из Никольского перевезли. На окнах шторы повесил, а раньше штор ни у кого не было. Вот про него разное говорили: "Где шторы — там живут Ежи-воры". У него отца Ежом звали. А он и вправду потаскивал, был у него такой грешок.

А что касается других стран, так нас все время учили и убеждали, что там у них гниющий капитализм и живут все там очень плохо. Но когда я в Германии в войну была, я видела, как там все. Мы столько всего видели, чего у нас нет, и все рот открывали. А замполит наш говорил: "Под той роскошью скрывается нищета". Ну, нищетой там и не пахло.
Ксения Теплова. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90303.jpg
Ксения Теплова. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90303.jpg

За свою жизнь я два раза голодовала: в 1921-м и в войну. Так голодовали, что негде было ничего купить. Ели траву, хлеба не было. Как отношусь к Сталину? Не знаю. Только разболок он всех, в самое голодное время был, да в войну. Отбирал коров, посылал продовольственный отряд. У всех забирали хлеб. Мы ревели, жить-то совсем нечем. Он, говорят, какой-то нерусский был. При Сталине жили очень плохо. Его-то уж никто не похвалит. Всех раздел и разул. Нашто теперь Сталина вспоминать?

О Сталине спрашивать незачем, вся Кировская область была в колониях. А песни про Сталина пели: "О Сталине мудром, родном и любимом прекрасные песни слагает народ", или "Сталинским обильным урожаем вся наша земля завалена". Свалили где-то хлебушек не в том месте, а народ с голоду помирал в 30-е и 40-е годы.
Вероника Васант. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90302.jpg
Вероника Васант. Речи немых. Фото - Екатерина Цветкова. С официального сайта МХТ имени Чехова: https://media.theatre.ru/photo_src/90302.jpg

Война подорвала очень сильно всю страну. В каждом доме не пришли с войны то муж, то отец, то сын. Семьи остались без мужиков, а одна женщина что может сделать в своем хозяйстве…

Страшно на войне. Страшно! И не верьте, если говорят, что нет. Страшно всем. Дело в том, когда страшно. Страшно бывает перед боем. Представьте, в окопах тишина. Ни выстрела. А знаешь, например, что в четыре часа наступление. Аж мурашки по коже бегут. Много и долго переживаешь: а вдруг убьют? вдруг танк задавит и кишки вылезут? А вдруг… — и родных-то больше не увидишь. Ну а когда в бой пошел — уже не страшно. Никакого страха. Одна мысль — как победить.

Так и тянулись эти суровые годы. Цель и мысль у меня, да и у всех, была одна — как победить, остаться живому, вернуться. На войне люди изменяются. Они становятся взрослее, серьезнее, даже суровее. Но доброта и взаимопомощь не пропадают. Товарищ на войне как брат, медсестра — как мать. Дружбу и товарищество мы очень ценили. На Родине нас ждали и любовно, горячо встречали.

Рассказы о войне - это заключительная часть спектакля, его апофеоз. Через рассказы всех этих людей мы увидели историю нашей страны, историю сложную, тяжелую, пронизанную болью и страданием, но вместе с тем пронизанную неимоверной жаждой жизни и счастьем.

У русских людей есть достоинство и великая сила духа. Но нет обозленности на жизненные обстоятельства и свою судьбу.

Ребята играют искренне, воодушевленно, с огоньком. Видно, что они пропускают через свою душу боль и переживания своих героев. Блестящая игра. Браво!

Спектакль очень коротенький, идет всего час, но успевает разбередить и зацепить зрителя вплоть до того, что хочется срочно найти эту книгу и окунуться в полной мере в удивительный, правдоподобный и поистине великий мир русской души!

Нужен ли такой спектакль сейчас, нынешним русским людям? Конечно, нужен!

Чтобы помнить, чтобы не черстветь, чтобы уметь слушать, уметь сострадать, уметь ПОНИМАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ чужую боль!!!

Спасибо за внимание!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Художник с револьвером в кобуре: о спектакле "Новая оптимистическая" в МХТ имени Чехова

Вы считаете, это смешно? Ну, уж точно ни хрена не грустно! О спектакле "Надо что-то делать" в Театре Пространство Внутри

А ты боишься стать Колей? О постановке "Боюсь стать Колей" в МХТ им. Чехова

Утерли нос: о фантастической постановке "Сирано де Бержерак" в МХТ им. А. П. Чехова

Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова