6,2K подписчиков

Двуличный, самонадеянный и эгоистичный приспособленец: таков ли Вениамин из "Зимней вишни"?

4,5K прочитали

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников)

В предыдущей статье о фильме, я писала о том, в Вениамине, герое Александра Ленькова, при желании можно разглядеть немало хороших качеств, которые сможет оценить женщина, не склонная к психологическим играм (ссылку на статью привожу в конце публикации). Однако в любой характеристике человека содержится очень много от того, кто ее дает. Посмотреть объективно на другого, да на того же самого Вениамина, нам могут мешать личный опыт и защитные механизмы, например, проекции. Но если посмотреть на персонажа из фильма, учитывая средства киновыразительности, то можно разглядеть и нечто такое, что не будет продиктовано субъективным взглядом. То, как именно показан Вениамин в "Зимней вишне", дает возможность увидеть в нем больше отрицательного, чем положительного.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Вениамин не считает нужным запоминать имена и не стесняется называть людей чужим именем.

Для Вениамина любая – Валя.

– Валя, я призываю вас спорить, – обращается он к Ларисе.
– Валя, выходите за меня замуж, – говорит он Оле, которая справедливо замечает, что ему неплохо было бы запоминать имена, прежде чем делать такие предложения.

Можно было бы списать это на забывчивость и рассеянность, свойственные человеку науки (лично мне Вениамин очень напоминает образ "Человек рассеянный с улицы Бассейной") или тайную влюбленность в Валентину, но можно увидеть в этом и нечто другое.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

В психологии имя человека не редко ассоциируется с уважением, признанием другого. Многие психологи советуют чаще обращаться к человеку по имени. Не каждый любит свое имя, но практически любому будет неприятно, если его назовут чужим именем. Возможно, Вениамин просто не задумывается о таких "мелочах", не считает нужным утруждать свою память запоминанием каких-то там имен. Он пренебрежительно относится к другим и не страдает избытком деликатности.

Вениамин не дружит с реальностью.

То ли искренне, по наивности, то ли от излишней самоуверенности, но Вениамин упорно игнорирует некоторые факты. Например, на посиделках в начале фильма он эмоционально заявляет "Хорошо сидим!", хотя уровень дискомфорта и неловкости в комнате просто зашкаливает.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Все едят торт ложечкой, а Вениамин – руками.

Маленькая деталь? Но для чего-то же она есть в этом образе. Лично у меня это ассоциируется с какой-то нечистоплотностью и небрезгливостью, причем не только в физическом смысле.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Для Вениамина характерны противоречивые невербальные сигналы.

Говорят, язык тела не лжет. Занимаясь им уже более 10 лет, склонна с этим соглашаться.

Иногда Вениамин принимает позы неуверенного в себе, "зашуганного", робкого, застенчивого человека. Сжимается, плечи у него "сворачиваются" вперед, голова втягивается в плечи. Этакий рохля-неудачник. Однако ж такое невербальное поведение персонаж демонстрирует далеко не всегда, а лишь там, где ему важно произвести "смиренное" впечатление.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

В другие моменты Вениамин как бы забывается, начинает чувствовать себя уверенно, перестает контролировать тело, распушает хвост. В такие моменты он демонстрирует так называемые позы территориального поведения – занимает пространство с помощью рук и расставленных ног. Голову не втягивает, а смотрит свысока.

Не знаю, было ли так задумано ради воплощения образа, но если исходить из принципа "есть то, что есть", то выглядит это весьма двулично.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Когда Вениамин оказался в квартире Ольги, он, вроде бы как, пытался вести себя скромно, но при этом в какой-то момент, сидя на диване, снова принял территориальную позу: руками занял пространство на уровне дивана, а ногу положил на ногу в области щиколотки.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

В литературе по языку тела можно найти упоминания о том, что такая поза характерна лишь для двух типов людей: для боссов, реально владеющих территорией, которую обозначают невербально и психологически, и для недалеких, но самоуверенных глупцов, которым даже в голову не приходит, что на чужой территории так сидеть они просто не имеют права.

"Зимняя вишня" (1985, реж. И.-8
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.

Девиз Вениамина – за спрос по морде не дадут.

Живет Вениамин с мамой и, вероятно, полагает, что "ничего такого" в этом нет, равно как и в том, чтобы перейти жить на территорию другой женщины, например, Ольги. Что Ольга, что мама – особой разницы нет, лишь бы хорошо устроиться.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

На пресловутой вечеринке Вениамин навязывает всем никому не нужный диспут, и его опять же не смущает, что никто не разделяет его инициативы. Про таких, как Вениамин, можно вспомнить немало поговорок. Что-то из разряда "Его в дверь, а он в окно", "Ему ссы в глаза, всё Божья роса". Где-то можно и унизиться, лишь бы что-то выгорело. Примаком быть не очень? Да о чем вы? Вениамин и тапочка с собой принесет, лишь бы побыстрее с комфортом устроиться в чужом доме.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Венечка предлагает Ольге выйти за него замуж, ну, или хотя бы съехаться для начала, а уже потом обрести семью "как Родину". Предложение выглядит неадекватным, неуместным, где-то даже безумным, но, кажется, это из той же серии, что и "пять минут позора и ты свободен". При этом Вениамин, кажется, вполне осознанно пользуется хорошо освоенным им когда-то приемом. Делает мордочку тяпкой и выдает тот самый взгляд...

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Всегда на голубом глазу.

Это выражение лица Вениамина говорит о многом, но только не о его искренности. Есть такое заблуждение: мол, человек, когда лжет, глазками бегает. Однако специалисты по невербальному общению говорят об обратном: пытаясь изобразить честность, врунишка будет стараться установить и максимально долго выдержать прямой визуальный контакт.

Веня добавляет к прямому визуальному контакту выражение честности и наивности, про которое и говорят – "на голубом глазу", то есть когда человек не то, чтобы не понимает, а делает вид, что не понимает, причем по причине искренней и непорочной неосведомленности.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Вениамину все всё и всегда должны

Не сложно заметить, что Вениамин не предъявляет особых требований к себе, но зато с избытком – к другим.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

В очередной раз Вениамин попытался изобразить скромность, но несколькими штрихами и деталями выдал свое истинное отношение к происходящему. Заявившись в квартиру к Ольге, он обронил:

– А я, в общем, именно так себе и представлял всё.

Хотелось бы знать, почему, по какой причине и на каком основании он себе вздумал всё это представлять. Возможно, уже как-то и на что-то рассчитывал. Ликер Веня не оценил, но сделал вид, что всё хорошо. Еще бы, начни он бузить прямо сейчас, можно было бы и вовсе получить от ворот поворот. Он лукавит, говоря, что ликер – вкусная штука, но, возможно, и просто из вежливости.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

А вот что точно нельзя списать на вежливость, так это его взгляд на еду и на Ольгу. Разнообразие блюд Веня оценил и принялся трапезничать так, словно сам добыл мамонта, а Оля его лишь приготовила. Смотреть на потенциальную партнершу масляными глазками Вениамин начал почти сразу, но выдало его разочарование.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Когда Ольга (та еще манипуляторша) предстала перед Вениамином в домашнем неопрятном и вытянутом, но удобном рванье, мужчина явно перестал пускать слюнки и не смог удержаться от осуждающей реплики – вот ведь, Оля-то как посмела поступить, так красиво было, нарядно, приятно для его мужского глаза, а она взяла и всё испортила.

– Вот те раз! А было так нарядно!

В общем, да, да, да и еще раз да: дома должно быть чисто, на столе должно быть всё вкусно, а женщина должна быть всегда ухоженной, нарядной, сексуальной и желанной.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.
– А женщина и должна быть женщиной! – ну просто квинтэссенция мировоззрения Вениамина.

Все Венечке должны, один он почему-то никому и ничего, ибо совершенно непонятно, что же он взамен предложил Ольге кроме собственной сомнительной персоны.

А в какой манере он прислал Ольге свой номер телефона? Просто номер. Сама знаешь, что делать нужно. Никакого тебе приветствия или просьбы. Зачем просить, когда никуда не денется и позвонит, когда прижмет.

Так почему же Вениамин ушел?

Непростая он натура, противоречивая. И посмотреть на линию "Ольга – Вениамин" можно под разными углами. В конце концов, любое произведение предполагает участие и соучастие зрителя, дает некоторую свободу действий в плане интерпретаций.

В прошлый раз я предположила, что Вениамин, будучи действительно положительным, честным и искренним, раскусил игру Ольги и не захотел в нее играть, потому и ушел. Но в этот раз я поделюсь совершенно другим предположением.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Возможно, неискренний и вероломный Вениамин понял, что Ольга не намерена играть в предложенную им игру. Не будет она каждый день баловать его разносолами и ходить перед ним в нарядном платье, не будет ублажать его плоть в постели и тешить его научное эго, восхищаясь его незаурядным умом, который всё никак не может породить готовую и защищенную диссертацию.

Можно было бы обвинить психологию (и психологов) в том, что это слишком легкий путь – предложить разные предположения, не отдавая предпочтения ни одному из них. Можно. Однако в защиту психологии скажу следующее: будь Вениамин реальным человеком, и будь у психолога возможность побеседовать с ним, в реальном времени наблюдая за его реакциями и эмоциями, можно было бы сделать безошибочные выводы. А так – у нас есть просто кино и просто персонаж, задуманный и воплощенный, но, чего уж там, мало реальный.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Лично мне ближе позитивная трактовка этого образа. Да, у Вениамина есть "грешки", недостатки и пунктики, а у кого их нет? Плохое увидеть в человеке несложно. Бывает сложнее заметить, что это "плохое" не столь уж и значительно на фоне хорошего. А чуточку мужского тщеславия действительно можно простить.

О хорошем Вениамине: