По-английски пряник звучит как "gingerbread" и в целом отражает концепцию лакомства, точно также, как и русский вариант названия пряник, то есть пряный. На Руси пряники известны еще с 9 века. Изначально тесто для них, как пишет В.В. Похлебкин состояло из ржаной муки, смешанной с медом и соком ягод. По сути это был медовый хлеб, кроме того, наличие меда породило названия: медовик, медовник, медовушка (от слова "мед"). Название пряник вероятно идет с более позднего времени, примерно с 11-12 вв. Пряник — значит с пряностями, еще говорили прянец, попряник, пупряник, попряльник (от пряный — прилаг. от пьпьрь — «перец»), с этого периода название стало отражать тот факт, что характерной чертой пряничного теста стал не мед, а пряности.
Ну а gingerbread — это дословно имбирный хлеб. Кстати, наши русские, традиционные пряники входят в список самых популярных русских блюд за рубежом, и в этом случае на английском название пишется как звучит - Prianik или Pryanik. В нашем обществе, с пряниками ассоциируются тульские пряники, но есть и архангельские – козули, символизирующие плодородие, так называемые лепные пряники, их делали руками, и это самые древние пряники. Зооморфные и солярные образы этих пряников часто были схожи с формами народной глиняной игрушки. Посмотрите как похоже!
В случае тульского пряника используют выражение - Tula Gingerbread. Что вполне обоснованно, так как «Тульский пряник» -это уже бренд, успешно зарекомендовавший себя на зарубежном рынке. Кстати, знаете ли Вы, что нельзя назвать любой печатный пряник тульским? Так можно называть только пряники, выпеченные в Туле. Более того, использовать можно только натуральные ингредиенты, а производство должно быть ручным. Хотя тульские пряники самые известные из региональных, в поздней Российской империи были и другие региональные пряники, курские, тверские, архангельские, вяземские и другие. Они отличались составом пряностей, технологических приемов и т.д.
Самый известный в России и за ее пределами региональный вид печатного пряника представляет собой благопожелание. Этот печатный прямоугольный пряник, покрытый глазурью, включен в наш культурный код, традицию русского чаепития, неспешного и обильного, неизменно сопровождающегося живым общением. Ну и тульская присказка - «Коли в гости ты идешь, пряничек с собой несешь!».
А на Русском Севере и в Тульской области и вовсе пряники часть свадебного обряда. Здесь принято было жениху и невесте разламывать пряник в знак обручения и единства доли вступающих в родство. НЕ каравай, как много, где в стране, а пряник. Перед венчанием жених дарил пряники невесте. А еще к свадьбе пекли «разгонные пряники», их раздавали гостям в знак того, что молодым пора «в опочивальню», а гостям – покинуть дом. Ну а гости, в свою очередь, попробовав пряники желали молодым плодородия, а новая семья «напутствовала» гостей пожеланием богатства, благополучия и мира.
Фигурировал пряник и в похоронной обрядности, пряником заканчивали поминальную трапезу, в Тульской губернии кусочки пряника во время похорон раздавали детям как «ангельским душкам».
Русские пряники, за исключением вяземских и мятных покрывали глазурью белого или розового цвета. А к Рождеству пелись так называемые «немецкие рождественские пряники», расписанные яркими глазурями. Поначалу привозные, но быстро замещенные местными пряниками, красивыми и яркими. И хоть они были дешевле привозных, все равно их могли позволить себе не все. Такие пряники хранились годами, даже передавали по наследству, и самым популярным сюжетом был пряник в виде домика.
Из грустного. В голодные годы Великой Отечественной войны, такие пряники, хранившиеся годами в семьях, доставались из сундуков и коробок и размачивались и елись. Задокументированы истории людей, которым такой «рождественский» пряник спас жизнь.
Пищевая промышленность называет пряниками- мучные кондитерские изделия разнообразной формы с выпуклой верхней поверхностью, с содержанием или без содержания пряностей, меда, с рисунком или без рисунка, с начинкой или без нее, глазированные или неглазированные, с массовой долей общего сахара не менее 24 %, массовой долей влаги не более 20 %.
Кстати, исследователи российского потребительского рынка говорят о том, пряники неизменно пользуются спросом у потребителей и современный ассортимент насчитывает около 90 видов. А в конце 19 века, было всего20 видов, и ими кстати успешно торговали за границей.
Сейчас пряники делят на следующие группы большие группы.
Пряники в отличии хлеба, пища не повседневная. Это элемент праздника, лакомство, поэтому в пословицах о нем, присутствует некий элемент необязательности :
- Хлеба не станет — будем пряники есть;
- Жена не пряник, а ржаной ломоть.
- Жена не пряник, не лизать ее стать.
Хотя одновременно лакомство притягательно, поэтому «Ребенку дорог пряник, старцу — покой; Я не пряник, чтобы всем нравиться».
А вот еще мысль к размышлению. Все в прянике взаимосвязанно, и имеет смысл. Так, например мед в составе - в славянской картине мире являлся символом сладкой, изобильной, счастливой жизни. А еще мед — это бессмертие, красота и здоровье.
Кроме меда в традиционный пряник входит жженка, это карамелизованный сахар, патока. А также набор обязательных специй корица, гвоздика и кардамон. Могли быть добавлены: душистый перец, цедра цитрусовых, мускатный орех, бадьян, анис, кориандр и имбирь, и другие пряности. В тесто могли вмешивать орехи, мак, тмин, фенхель (итальянский укроп), и даже черный перец, а еще сушеные ягоды и фрукты. В начинку шли повидло, мармелад и прочие склейки.
Форма пряника округлая символизирует гармоничность мира. Орнамент пряника, как правило расположен на двух ярусах «верхнем» и «нижнем», если это текст, то он часто рифмован, а традиционные надписи-пожелания – «Мир дому твоему», «Совет да любовь» – вербально поддерживают символику добра, дружеского расположения и «протчая и протчая». Такие пряники со словами, называли писаными.
Ровные ряды букв смотрятся гармонично, и кстати символизируют мифологические представления о дуальном строении мира (верх / низ, начало / конец). Растительный орнамент символизирует землю, плодоносящую и изобильную, а традиционный рисунок на прянике – птица, похожая на петуха (или сказочную жар-птицу), символизирует верхний мир – небо, населенное божествами. Если Вы, вдруг не в курсе, то у христиан райская птица соединяла два мира – землю и небо. Она же, птица эта была символом человеческой души, устремленной к небесному.
Пряники могут быть не только вкусными, но и полезными в Грузии разработана рецептура пряника со сниженным содержанием сахара, за счет его замены сиропом из топинамбура.