Найти тему

МЕРТВОКЛАШКИ

Тимофей знает, каково это – быть чужаком. А вот каково быть мертвецом – нет.

Столовка кишит. Пятиклассники ковыряются в тарелках, пытаются взглядом превратить варёную треску в сосиски. Первоклашки бродят туда-сюда отарой овец за спиной зазевавшегося пастуха. Старшие, десятый и одиннадцатый классы, ведут себя важно, боясь уронить авторитет перед мелкотравчатыми.

Взвизгивает двустворчатая входная дверь, и с потолка столовки сыпется тишина. Дети замирают, решив сыграть в «Морскую фигуру».

В столовую входит класс «М». Тимофей, который проучился здесь всего неделю, холодеет. Холодеет уже почти привычно, без того, первоначального, дикого ужаса.

М-клашки двигаются молча. Единственный звук в столовке – шарканье подволакиваемых ног. В воздухе вибрирует несделанный выдох десятков лёгких.

– Кажись, новенький у них, – раздаётся сбоку.

Тимофей оглядывается на своего соседа по парте Андрюшку Криванова.

– А?

– У мертвоклашек, говорю, новенький. Вон, видишь?

Тимофей видит. Новичок выделяется. Остальные мертвоклассники уверенно ковыляют в дальний край помещения – к окружённым красными бархатными канатами столам, а этот, дядя с обгоревшим лицом и оторванной рукой, то и дело озирается. В пустых провалах, там, где раньше были глаза, поблёскивает разлагающаяся растерянность. Тимофей знает, каково это – быть чужаком. А вот каково быть мертвецом – не знает.

С мертвоклашками приходит липкая стылость, похожая на грязную снежную кашу. Лица живых покрываются инеем, и деревенеют мышцы. Тимофей начинает крутить запястьями и тереть пальцы, пытаясь вернуть тепло. Получается плоховато.

Мертвецы, наконец, добираются до своих мест и рассаживаются. Обречённо щёлкают остывшие коленки, натужно скрипят деревянные стулья. На венозно-багровой скатерти пусто – обед подан. Мертвоклассники опускают головы и застывают, словно прислушиваются к голосу своего мёртвого бога, благословляющего их пищу.

Живые относят подносы с недоеденными обедами на мойку и, один за одним, покидают столовку.

***

«Организация произвела в понедельник 11 венков, а во вторник – 13 венков. На ленты для венков израсходовали 48 метров ткани. Сколько метров ткани израсходовали в каждый из этих дней?»

Тимофей расставляет венки, режет ткань на ленты, но заданная на дом задачка никак не хочет решаться.

Звенит звонок. Учительница Валентина Владимировна выходит к доске и окидывает взглядом притихших четвероклашек.

– Дети, сегодня у нас особенный гость. Математики не будет, но я обещаю, что урок будет не менее увлекательным и полезным.

Ученики притихают. Тимофей удивлённо оглядывается, мысленно радуясь, что домашку проверять не будут.

– Овчинников Тимофей!

Он переводит взгляд на учительницу.

– Ты у нас новенький. Слушай внимательно, тебе тоже будет интересно.

Открывается дверь, и в класс, шаркая, проходит «новенький». Мертвоклассник стесняется, пытается нащупать правой рукой левую, но не находит. Наконец, поняв, что конечности ему уже не найти, успокаивается.

– Это мой ученик, – помогает ему начать Валентина Владимировна. – Серёжа Володин. Между прочим, окончил с золотой медалью.

Серёжа благодарно растягивает негнущиеся чёрные губы и, повернувшись к мрачным ученикам, говорит:

– …

Тимофей не слышит ни звука, хотя мёртвые губы шевелятся, сначала медленнее, потом всё быстрее, словно речь разогревает мёртвую плоть.

– …

Он оглядывается. Его одноклассники внимательно слушают, кивают. Их лица торжественны и печальны.

– Овчинников! – Валентина Владимировна. – Хватит считать ворон. Слушай внимательно, потом буду спрашивать пересказ.

Тимофей пытается что-то расслышать, но тщетно. Тишину, изливающуюся из мёртвой глотки, кажется, внимательно слушают даже птицы за окном и люди с портретов на стене.

– …

Сначала приходит покалывание. Оно пёрышком пробегает по мочкам, любопытным пальцем пробирается в ушную раковину, оставляя за собой лёгкое онемение. Тимофей чувствует, как каменеют щёки. Он касается кожи, но не ощущает своих пальцев.

– …

Тимофей растерянно улыбается... но лишь мысленно – губы отключены от мозга и не собираются выполнять приказания. С трудом повернув одеревеневшую шею, он видит ряд лиц одноклассников – хотя это уже не лица, а морды истуканов острова Пасхи из детской энциклопедии.

– …

Теперь мертвоклассник молчит без остановки. Оглушающее безмолвие наполняет комнату, как газ из притушенных конфорок. Пушкин с Крыловым на стене замерли больше обычного.

Что-то катится по щеке Тимофея, и в общем онемении это «что-то» кажется огнём от спички, поднесённой к пальцу. Он начинает плакать, выталкивая из себя рыдания частыми, как биение сердца, толчками.

– …

– Нет!

Тимофей расталкивает немых одноклассников, проскальзывает, слившись с партами, мимо «гостя» и выбегает в коридор. В спину безболезненно ударяется «Овчинников!»

Тимофей бежит по кротовой норе коридора, в ноздри бьёт густой земляной запах, которого он раньше не замечал. Из трещин в штукатурке, тут и там, мелькают любопытные личинки, но быстро исчезают, будто ещё немного стесняются.

Тимофей не знает, куда бежать – всё такое одинаковое, и ориентиры, если они и были, попрятались, не желая ему помогать. За спиной топот десятков ног – одноклассники, наконец, проявили интерес к «новенькому». Вперёд топота несётся галопом: «Овчинников! К директору!» Валентины Владимировны.

Табличка «Библиотека» выскакивает на поверхность спасительным кругом. Тимофей распахивает дверь и, не встретив цербера-библиотекаршу, шмыгает к дальним стеллажам. Сердце усиленно нарушает правила библиотеки, и Тимофею кажется, что на стук сбежится вся школа: и те, кто жив, и те, кто в классе «М». Разогнанная кровь отогревает занемевшие скулы.

Через сотни сердечных ударов открывается дверь. Небрежное шныряние по проходам, и из-за стеллажа появляется голова Андрюшки Криванова. Андрюшка пытается выдать дружескую улыбку, но омертвевшее лицо лишь корёжит.

– Михаил Иванович, он в библиотеке!

Стучат каблуки – звук через пол, стеллажи проникает в подреберье, сбивая с ритма сердце.

Когда над Тимофеем возникает широкое улыбчивое лицо, он понимает, что директор, Михаил Иванович Правдин, мертвее любого мертвоклашки, но ему об этом не сообщили. Он не гниёт и не пахнет, но смерть сочится отовсюду: с румяных щёк, от белозубой улыбки, из морщинок возле глаз.

– Можно спрятаться в книгах, но это ненадолго, мой милый.

Тимофей пятится назад.

– Не стоит пропускать занятие, Тимоша. Тем более, такое интересное. Ведь наши старые выпускники могут поделиться с тобой бесценным опытом, частичкой своей жизни и...

– ...смерти, – шепчет Тимофей.

Смешно оттопыренное ухо директора чутким радаром улавливает слово.

– Именно, мой милый. Memento mori, как говаривали древние римляне. Помни о смерти. Вот и вам, детишкам, забывать не стоит.

По щекам Тимофея пробегают живительные слёзы, но быстро иссякают. Директор протягивает зефирно-пухлую руку ладонью вверх.

– Поднимайся, ты ещё успеешь на урок.

Тимофей не хочет дотрагиваться до ладони, разлинованной линиями смерти, но книги теперь его враги – не пустят, не дадут убежать. И он протягивает руку.

***

– ... я рад, что всё больше выпускников нашей школы могут вернуться в стены школы, к нам, и остаться здесь навсегда...

Он знает, каково это – быть чужаком. Но это прошло.

– … могут поделиться с нами своим опытом, своими мечтаниями, своим некромиром...

– Микромиром, – тут же поправляет его Валентина Владимировна.

– ...и я горд тем, что за сижу за партой, где сидел один из них.

– Прекрасный доклад, Овчинников! – хвалит его учительница и шутливо треплет за щеку.

Он не чувствует омертвевшей кожей прикосновения, но неуклюже, раздвигая холодные мышцы, улыбается.

Теперь он знает.

Автор: Иван Миронов

Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ