OCTOBER - прогрессивная рок-группа из Детройта, штат Мичиган. Один из самых загадочных и таинственных проектов, относимых к категории Symphonic Prog Rarities. Среди участников этого, по сути, «дважды» аматорского (любительского - БиС) проекта, предположительно, оказались в основном дети послевоенных эмигрантов из стран Западной Европы.
Первый одноименный альбом записывался осенью 1978 года, дата его выхода указана как 1979 год. По слухам группа проводила свои звукозаписывающие сессии на кладбищах... Достоверность этой информации проверить не представляется возможным. Но, скорее всего, это местная легенда, а реальность же, основанная на фактах, такова. Документально подтверждено, что материал записывался в местной студии Charisma Sounds Records, буквально накануне созданной Джоном Джарвисом (Jon A. Jarvis), возможно специально для реализации записи этого проекта
Кроме опуса October, на этом лейбле также вышли как минимум две сорокопятки в стиле фанк. А.Галин.
Производство тиража грампластинок и их выпуск осуществлен по технологии Private Press, т.е. альбом по существу не имеет каталожного номера. При подготовке данного издания удалось отыскать экземпляры LP, где проставлен номер №1. Диск изготовлен тиражом 500 копий.
Mark Krench – electric, acoustic & prepared pianos, Recorder, Synthesizer solo (7); Mark Sterling – Mini Moog, Moog Sonic Six, Micro Moog, Elka strings, ARP Omni 2, ARP strings, classic & acoustic guitars (1); Brad Tolinski – electric harpsichord, electric & acoustic violins, electric & acoustic guitars (2); Jeff Rozany – electric & acoustic basses, vocals (2); Pat Carson – drums, percussion; +Wendy Woods – vocals (1).
Весьма изощренный симфо-прог. Открывает альбом инструментальная «Corean Holyday» с кружащимися, карнавальными ритмами, подстегиваемыми скрипочками. Она задает настрой всему альбому, а тему продолжает танцевальная «Aquarium Ballroom». «Ghosts» звучит реально мистически и эфемерно, ее вполне можно было вставить в саундтрек фильма Стэнли Кубрика «Сияние» (1980).
За ней идет нервно-синкопированная «Nero», напоминающая танец дервишей. «Beyond The Treeline» поначалу убаюкивает своей амбиентностью, но потом идет всплеск активности. «Mainspring» – разновидность «космического вальса», сложного, но грациозного. «Egyptian Lullaby» – мистический фьюжн, но с постоянно растущей энергетикой. В целом этот альбом – просто умопомрачительная работа в стиле прог для конца 1970-х. А. Галин
Картонные конверты для пластинок также сделаны «на уроках труда» о чем говорят не только от руки написанные исходящие данные, но и грамматические ошибки. Так, заглавная практически инструментальная композиция именуется, как «Corean Holiday». Но, как известно всем тем, кто пытался разобраться в сущности «корейских праздников», что по-английски «Корея» пишется с буквой «К» – «Korea». Это может лишь свидетельствовать в пользу версии о детях переселенцев, для которых английский не является родным языком. Тогда они вполне могли недосмотреть такую мелочь в написании.
На конверте пластинки от руки сделана специальная приписка о благодарности некоей Венди Вудс (Wendy Woods) «For vocals on Corean» (в точности, т.е. без «Holiday»). Действительно, на 12-15 секундах слышится женский голос, что-то эйфорически продекларировавший и похоже, что это было проделано не на английском языке.
Во второй песне на фоне роскошного синтезаторного поля появляется характерный вокал, по мнению некоторых критиков отчасти напоминающий солиста BABYLON – группы из Флориды, работавшей в близком направлении и повествующей в текстах своих композиций о контактах с внеземными цивилизациями…
Звучание OCTOBER не совсем «американское», оно представляет собой уникальное сочетание симфонического прог-рока с ярко выраженным фьюжн, чему способствует обилие электрической скрипки, фрагментарно переходящей к манере одного из пионеров электрической скрипки в джаз-роке, виртуоза Жан-Люка Понти (Jean-Luc Ponty).
По точному выражению одного из знатоков – OCTOBER играли «злой cool prog/jazz rock с доминирующей виолой». Инструментальные грани довлеют над вокальными, что отчетливо слышится практически протяжении всей второй стороны грампластинки и особенно – в «Египетской колыбельной», которой собственно и завершается альбом.
Из информационных позиций следует подчеркнуть то, что на этикетке самой грампластинки указан почтовый адрес издателя – P.O. Box 4444 Dearborn, Michigan, 48126.
В конверт пластинки вложена картонная вставка, на которой прописью выведено три небольших по объему текста «Aquarium Ballroom», «Ghosts» и «Nero». Очевидно, что тексты обрывочные, малосвязанные, путанные и не менее завороченные, чем фатальная музыка.
«Добро пожаловать в Аквариум, откуда уже никогда не вернуться к реальности… И танцуйте гости до конца своих лет» («Танцевальный Аквариум»).
«Сердца разбиты… Пустые комнаты в гостинице… Видны глаза Призрака… Заключительная любовная интрига… Блуждание ночью…» («Привидения»).
«Ужасно плохо… Можно увидеть то время, когда Рим сгорел… В ХХ веке…» («Нерон»).
Заметим, что в этом тексте рукописного буклета снова бросаются грамматические ошибки типа «Danse» (по смыслу «Dance», т.е. «Танец»).
В январе-марте 1979 года группе в неизменном составе удалось записать и второй альбом под названием After The Fall. Всего несколько десятков копий, изготовленных вручную (в разных документах указан тираж 25, 30 или 50 копий), вышло в 1979 году (в некоторых источниках указан 1980 год). Обложка раскрашивалась вообще вручную акварельными красками.
Mark Krench – electric & acoustic pianos, Mini Moog, Recorder; Mark Sterling – Mini Moog, Micro Moog, Elka strings, ARP strings, Synthesizers, electric & acoustic guitars; Brad Tolinski – electric & acoustic violins, electric & acoustic guitars; Jeff Rozany – electric & acoustic basses, vocals (5); Pat Carson – drums, percussion.
В музыкальном плане After the Fall более ориентирован на симфонический рок, чем дебютная запись, однако оказался несколько слабее по своей структуре. Создается впечатление, что длинные проходы якобы зарезервированы для дальнейшего студийного наложения других инструментальных экспериментов.
Еще раз подчеркнем, что оба альбома были изданы в частном порядке (Private press LP), что свидетельствует в пользу отнесения этих грампластинок к редчайшей бутлегерской категории Home-Made Records/Vinyl Disc.
Второй альбом группы, изданный частным образом в 1979 году с нарисованной обложкой. По слухам он продавался на последнем концерте группы и тираж его был всего 30 (!) экземпляров.
В целом на нем записаны инструментальные фьюжн-пьесы (более сложные, чем на дебютнике, порой напоминают работы клавишника Патрика Мораца (Patrick Moraz), особенно «Earth», за исключением одной песни со второй стороны под названием (внимание!) «Shining» с трагическим вокалом и плачущей скрипкой (кстати, стоит ее и прочие композиции сравнить со звуковой дорожкой к фильму «Сияние», где также есть синтезаторные пьесы Венди Карлоса, вы удивитесь, насколько они близки по настроению.). Особо поражает безысходностью финальная 12-минутная эпическая инструментальная композиция «Charisma». Всё очень мрачно и напряженно…
Тем не менее, этот диск остается, пожалуй, одним из самых редких американских прогрессив-рок-альбомов. Сколько виниловый оригинал может сейчас стоить – невозможно себе даже представить. А. Галин
Дальнейшие следы всех музыкантов канули в лету…
Не совсем так. Марк Стерлинг в 1988 году спродюсировал альбом Хоуп Стерлинг, судя по всему, его родственницы, а Брэд Толински участвовал в нескольких проектах как продюсер и музыкант. Кстати, в 1973 году он в качестве звукорежиссера записал одноименный альбом фолковой LAVENDER COUNTRY. А. Галин
С 2007 года активизировалась работа по переизданию данных ультраритетов. В частности, в 2010 году на компакт-дисках под маркой фирмы Dogtoire Records стал доступен второй альбом OCTOBER. Легитимность всех переизданий сомнительна.
Автор текста - Олег С. Редактура, дополнительный текст - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС.
Предыдущие материалы из серии "Рок-кладовая":
Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru