Для тех, кто не читал предыдущую статью, достаточно знать о моей идее то, что Горацио боец невидимого фронта Контрреформации, что он старается предотвратить наступление в Дании Реформации.
Советская критика объясняла слова, обращенные Гамлетом к Полонию «торговец рыбой» тем, что Полоний продает свою дочь, когда старается свести ее с принцем и пытается убедить короля и королеву в том, что принц спятил от любви к его дочери Офелии. Вроде бы в то время торговцами рыбой называли торговцев живым товаром. Однако такое прозвище, если учесть контекст пьесы, имеет и другой смысл. В первую очередь учитывать надо современные Шекспиру богословские распри.
Употребление в разговорной речи данного термина началось с Первого Вселенского Собора 325 года по христианским делам и касался отношений внутри Святой Троицы. Борьба была жаркая, арианская ересь на том Соборе почти побеждала. Поскольку текст писался на греческом, то конфликт состоял в том, что слова, о которых не пришли к единому мнению, выражали отношение Иисуса Христа к Богу, "единосущный" он или "единоподобный" - эти слова в греческом почти одинаково пишутся, различаются только одной буквой «йот». Спор богословов захватил городскую жизнь настолько, что горожане разделились на партии, кто за одно слово, кто за второе, ну и как нормальные люди они над собой подтрунивали анекдотами. Анекдот рассказывался так. В рыбную лавку заходит покупатель. Первое что его спрашивает продавец, торговец рыбой, "за какую ты букву?". Если буква совпадает с буквой торговца, клиент уходит с рыбой. Если не совпадает, то торговец отворачивается от покупателя, тот уходит без покупки. Торговец честно сразу обозначал свою политическую принадлежность (поэтому слова Гамлета «не мешало бы вам быть таким же честным»). Через наиболее распространенный рыбный бизнес высмеивалось любое политически ориентированное поведение. И Полония высмеивает Гамлет таким же образом.
Причем торговый ассортимент Полония дочерью не ограничивается, на продажу все, что может услужить верхам, а раньше он так же услуживал отцу Гамлета, и этот переворот приводит принца в бешенство. Кроме того, после студенческой демократии он презирает дворцовое низкопоклонство. Резкая перемена вектора низкопоклонства тем более не может не раздражать, если низкопоклонство оказывается врагу, которым Гамлет считает отчима. Для Гамлета все изменилось, когда мама вышла замуж, это главное событие, после которого в эмоциональной жизни принца доминирует комплекс Эдипа, что акцентировано в фильме Дзефирелли, где и Гамлет (Мел Гибсон), не сильно умный, а Гертруда, лет на 15 всего старше сына, совсем глупа, носится по лестницам как девочка. Легко увидеть, что дядюшка вызывает крайнюю неприязнь у племянника уже до того, как призрак приносит страшное обвинение. Античный сюжет, рассказанный заново, искусно скрытый другими линиями и есть первая причина широкой известности пьесы. Дзефирелли беспощаден – да, виновата «такая» мать.
Мы не знаем, каковы были отношения Гамлета с отцом при жизни того. Но можно предположить, что стремление убить брата отца тоже разновидность Эдипова комплекса. А еще «Отец и матушка плоть одна», в результате трагична судьба и матери.
В первой статье моего цикла о Гамлете я предположила, что Гамлет ученик Лютера и вместе с ним сжигал папскую Буллу, что для будущего короля означает конфликт с Папой Римским. Из единственного сына при дворе отца скатиться в племянники со шлейфом международного компромата, за которого уже вряд ли выйдет принцесса крови, это неприятная перспектива, но не античная трагедия. Нет ничего плохого в том, что папа Полоний старается выдать дочку Офелию за принца. В конце концов Офелия никогда не пасла гусей у стен дворца. Конечно, не вляпайся Гамлет в политический скандал как ученик Лютера, не попади он в папский список неблагонадежных, то невестой ему была бы девушка из правящих домов Европы. Но когда Гамлет кроме компромата попадает в неудачный сценарий "мама вышла замуж" и начинает игру "моя твоя непонимэ" с большинством окружающих, у Полония появляется шанс кумовства с Гертрудой. После участия в сжигании Папской Буллы такому принцу откажет любой дом Европы. С подвинутой башней царственного жениха Офелия лучший вариант, тем более, что молодые люди симпатизируют друг другу. И все это знают и поэтому "так" с ним себя ведут. Поэтому болтающиеся без дела в учебное время однокурсники согласны раскрутить Гамлета на разговор. Поэтому фамильярен Озрик, поэтому излишне небрежна активность Полония.
Раздражение Гамлета Полонием связано не с тем, что Полоний подсматривает и подслушивает, в конце концов во дворце все этим занимаются, любой житель дворца к этому привыкает с детства. Подглядывание и подслушивание, это дворцовая норма. Раздражен Гамлет тем, что Полоний делает эту работу небрежно, спустя рукава. Работа наблюдателя, которую элегантно и незаметно выполняет Горацио возможно просто уже не под силу старенькому царедворцу, но он и не старается скрыть шпионаж, а зря. Низкий технический уровень догляда приводит к печальным результатам для самого соглядатая.
У Дзефирелли, например, сам Гамлет везде подслушивает и подсматривает и за Полонием в первую очередь. Полоний тоже использует соглядатая против своего сына, (у Кеннета Брана его играет Депардье). А может быть, Полоний слишком торопится, боясь, что обстоятельства изменятся. Полоний слишком стар и опытен, чтобы не знать, что политика иногда меняется за какой-нибудь час переворота. Полоний отлично знает, что тот, кто в немилости у людей, бывает, моментально возносится на вершину власти по милости судьбы. Дочка-то может быть потенциально первая леди, как не торопиться. Мнение о том, что Офелия была беременна и «от позора» бросилась в омут представляется мне крайне идиотским. Даже если была. Это трагедия только для крестьянской девушки. А во дворце другие порядки и приличные гинекологи. Все-таки тут публичный дом с гуманистической лицензией и дочки не рыбных лавочников.
Полоний не лавочник и не сутенер. Он воспитал приличных детей. Допетровский вариант «Юности честного зерцала» впечатляет в любом переводе. Если Лаэрт соглашается на подставу, то только потому, что убежден в крайней опасности Гамлета, который убил его отца и причастен к смерти сестры. Да он чуть не задушил Гамлета у могилы Офелии, он доведен до последней степени отчаяния.
Полоний не человек войны, но ведь и Гамлет не человек войны и даже Клавдий не воин. Воины только Лаэрт и Фортинбрас, они играют в другие игры. Поэтому не получается у Лаэрта подстава, когда он пытается сыграть в мошенническую игру, не свойственную его натуре. Поэтому все и получается у Фортинбраса, когда он упорно не сходит с профессионального воинского пути, несмотря на то, что кусок земли, за который он бьется, Гамлет называет пустяком. Дзефирелли начисто убрал Фортинбраса, а зря, он пример удачного государя. Поход Фортинбраса на Польшу вызывает у Гамлета очередной словесный поток на тему собственной прокрастинации, Гамлет продолжает играть в свою игру, занимается самобичеванием. Это вторая причина общеизвестности пьесы. Каждый, отождествляя себя с главным героем, думает, отчего тот не действует, осуждает его. И вспоминает, так и я ведь бывает точно так же тяну резину вместо действия.
А третья причина широкой известности истории Гамлета – попадание между двумя воюющими группами, пусть даже их война информационная. Очевидно, что такая ситуация «между двух огней» многим знакома:
"Ничтожному опасно попадаться меж выпадов и пламенных клинков могучих недругов" - В переводе Лозинского.
Гамлет очень ошибается, считая, что, сам-то он не попал. А он попал не между королями, хотя между двумя начальниками попасть тоже не сильно приятно. А между двух культурологических цунами, меж двух религий – юного протестантства и сопротивляющегося католичества, в самый их «раскол».
Предыдущая статья о Горацио
Все скриншоты мои.