Найти тему

Конфликты: нужно ли их избегать и как выйти из них без потерь

Оглавление

Сервис SuperJob в прошлом году выяснил, что россияне стали в два раза чаще конфликтовать на работе, причем мужчины это делают чаще женщин.

Но мы можем оказаться в состоянии бурного выяснения отношений везде: дома, в магазине, и на долгожданной встрече одноклассников. Даже самые терпеливые и уступчивые люди иногда оказываются участниками конфликтных ситуаций.

С вами Тимур Рагга, тренер по публичным выступлениям, эксперт по прокачке голоса, речи и харизмы. Хотите знать, почему конфликт – это не всегда плохо, и в каких случаях он может принести пользу, читайте статью до конца.

Как дойти «до точки кипения»

Конфликт, прежде чем разгореться, проходит несколько стадий. Распознать ссору «в зародыше» просто, для этого вам нужно научиться отслеживать ее этапы.

1. Возникновение противоречий. Вы и собеседник обнаружили, что ваши мнения по вопросу не совпали. Глубина разногласий может отличаться: от степени «чуть-чуть» до диаметрально противоположных рассуждений.

2. Накал страстей. Появляются предпосылки к эмоциональному разговору. В общении начинают проскакивать ноты раздражительности. Жесты и взгляды становятся более выразительными, хотя максимум, что вы можете проявить – пассивное недовольство.

3. Запуск ссоры. Одна или несколько резких фраз или вопросов – и вы перешли в стадию, когда маски сорваны, и эмоции начинают бурлить вовсю.

4. Пик конфликта. В этот момент мы позволяем себе очень многое: повышаем голос, срываемся на собеседника, уходим, громко хлопнув дверью.

5. Спад напряжения. Агрессия и нападки всегда выматывают, поэтому рано или поздно вы и ваш соперник устанете от противостояния.

6. Состояние рефлексии. На этой стадии стороны начинают осознавать последствия конфликта, делать выводы из него, анализировать победы и потери.

Приятная новость – конфликт поддается контролю на всех этапах. Но намного проще его завершить без лишнего расхода сил, эмоций и времени в момент, когда страсти только накаляются. У вас всегда есть выбор, какой линии поведения придерживаться, чтобы остаться в выигрыше или уберечь свою психику лишнего напряжения.
Участники  спора пока далеки от стадии рефлексии (фото из открытых источников).
Участники спора пока далеки от стадии рефлексии (фото из открытых источников).

Как себя вести в конфликте

Существует несколько стратегий, которые применяются во время ссоры, и они очень сильно отличаются друг от друга.

1. Избегание. Мы стараемся не замечать колких выпадов в свою сторону и уходим от прямого выяснения отношений. Такое поведение хорошо подходит в случаях, когда мы еще не составили полной картины происходящего в голове, и непонятно, нужно ли вступать в конфликт или можно обойтись без него.

2. Уступка. Мы признаем правоту своего оппонента и соглашаемся с ним. Чаще этот прием применяется с более сильными и значимым соперником: начальником, более старшим родственником или другом. Он подходит, если мы хотим сохранить отношения в долгосрочном режиме.

3. Компромисс. Самая используемая стратегия. Вы и собеседник имеете равные силы, и спор может продолжаться бесконечно. Лучше все взвесить и понять, от чего каждый готов отказаться, чтобы прийти к нужному результату.

4. Сотрудничество. Вариант, когда обсуждение острых вопросов приводит к тому, что обе стороны исправляют ситуацию со своей стороны и получают максимальную выгоду.

5. Соперничество, или открытый конфликт, – результат, где вы с партнером не смогли договориться, и продолжаете гнуть свою линию, вступая в конфронтацию друг с другом.

У каждой стратегии есть свои плюсы и минусы. Например, склонность к избеганию конфликтов может означать, что окружающие часто перекладывают на вас свои дела и заботы. А вы не умеете и не знаете, как им отказать.

Жесткий «разбор полетов» кажется невыгодным для большинства, но он позволяет выплеснуть накопившийся негатив, когда вы слишком долго находитесь в напряжении.

Важно понимать, что вы хотите от конфликта: отстоять свою позицию, получить что-то от оппонента или найти новые точки соприкосновения. Именно цель подскажет, какой стратегии лучше придерживаться. И тогда удерживать свои эмоции под контролем будет намного проще. В большинстве случаев это означает, что вам удастся развернуть ситуацию в свою пользу.
Знание всех пяти стратегий поведения в конфликте дает вам возможность выбирать наиболее подходящий вариант в каждом случае (фото из открытых источников).
Знание всех пяти стратегий поведения в конфликте дает вам возможность выбирать наиболее подходящий вариант в каждом случае (фото из открытых источников).

Напоминаю, для подписчиков канала у меня есть особый бонус, который достанется вам совершенно бесплатно. Обучающий мини-курс «Речь, чтобы жечь!» уже ждет вас в посте-закрепе. Приступайте к занятиям сразу: выполнять упражнения можно с любого гаджета: мобильника, компьютера, планшета, ноутбука.

Вы часто становитесь участником конфликтов? Пишите комментарии и делитесь своими историями. Лайк и подписка гарантируют, что вы и дальше будете продолжать получать от меня полезные материалы.